Человек и природа в современной литературе (Ч. Айтматов. «Плаха», В. Распутин. «Прощание с Матерой»)

Литература всегда чутко реагировала на все изменения, происходящие в природе и окружающем мире. Отрав­ленный воздух, реки, земля — все мо­лит о помощи, о защите. Наше сложное и противоречивое время породило ог­ромное количество проблем, экономи­ческих, нравственных и других, но, по мнению многих, среди них самое важное место занимает экология. От нее зависит наше будущее и будущее наших детей. Катастрофа века — это экологическое состояние окружающей среды. Многие районы нашей страны давно уже стали неблагополучными: уничтоженный Арал, который так и не смогли спасти, умирающие полесские болота, зараженный радиацией Черно­быль... Кто виноват? Человек, истре­бивший, уничтоживший свои корни, че­ловек, забывший, откуда он родом, человек-хищник, который становился страшнее зверя. Этой проблеме посвя­щен ряд произведений таких знамени­тых писателей, как Чингиз Айтматов, Валентин Распутин, Виктор Астафьев, Сергей Залыгин и другие.

Не может оставить равнодушным чи­тателя роман Ч. Айтматова «Плаха». Автор говорит о самом наболевшем. Это крик, роман, написанный кровью, это отчаянный призыв, обращенный к каждому. В центре повествования — противостояние человека и пары вол­ков, потерявших своих детенышей по вине человека.

Роман начинается рассказом о волках, затем в повествовании возникает более широкая тема — тема степи. По вине че­ловека гибнет естественная природная среда обитания волков. Волчица Акбара после гибели своего выводка встреча­ется с человеком один на один, она сильна, а человек бездушен, но волчица не считает нужным убить его, она лишь уводит его от своих новорожденных де­тенышей. И в этом мы видим вечный за­кон  природы:   не  причинять зла друг другу, жить в единстве. Но и второй вы­водок волчат погибает во время разра­ботки озера, и опять мы видим ту же ни­зость человеческой души. Никого не волнует уникальность этого мирка и его обитателей, потому что прибыль, нажи­ва для них важнее всего. И вновь без­граничное горе матери-волчицы; ей не­где найти убежище от извергающих пламя махин. Последнее пристанище волков — горы, но и здесь они не нахо­дят успокоения. Наступает перелом в сознании Акбары — ведь зло должно быть наказано. В ее изболевшейся, из­раненной душе поселяется чувство мес­ти, но нравственно Акбара выше чело­века. Спасая человеческое дитя, суще­ство чистое, еще не тронутое грязью окружающей действительности, Акбара проявляет великодушие, простив лю­дям причиненное ей зло.

Волки не только противопоставлены человеку, они очеловечены, наделены благородством — той высокой нравст­венной силой, которой лишены люди. Животные добрее человека, потому что они берут от природы только то, что не­обходимо для их существования, а чело­век бессмысленно жесток. Без всякого чувства сожаления заготовители мяса расстреливают в упор беззащитных сай­гаков, гибнут сотни животных, соверша­ется преступление против природы.

В повести «Плаха» волчица и ребенок погибают вместе, и кровь их смешива­ется, символизируя единство всего живого, несмотря на все. Человек, во­оруженный техникой, часто не задумы­вается над тем, какие последствия для общества и будущих поколений будут иметь его дела.

Уничтожение природы неизбежно ве­дет к уничтожению всего человеческого в людях. Литература учит, что жестокость к животным и к природе оборачивается для самого человека серьезной опаснос­тью для его физического и нравственно­го здоровья. Об этом повесть Никонова «На волков». В ней рассказывается о еге­ре, человеке, по профессии призванном защитить все живое, в действительности же нравственном уроде, который нано­сит природе непоправимый вред.

Испытывая жгучую боль за погибаю­щую природу, современная литература выступает в качестве ее защитника. Большой общественный отклик вызва­ла повесть Васильева «Не стреляйте в белых лебедей». Для лесника Егора Полушкина лебеди, которых он посе­лил на Черном озере, — это символ чи­стого, высокого и прекрасного.

В повести В. Распутина «Прощание с Матерой» поднимается тема вымира­ния деревень. Бабка Дарья, главная ге­роиня, тяжелее всех принимает новость о том, что прожившая триста лет дерев­ня, где она родилась, доживает свою последнюю весну. На Ангара строят плотину, и деревня будет затоплена. И вот тут бабка Дарья, проработавшая полвека безотказно, честно и самоот­верженно, почти ничего не получавшая за свой труд, вдруг начинает сопротив­ляться, защищая «свою старую избу, свою Матеру, где жил ее прадед и дед, где каждое бревнышко не только ее, но и ее предков. Жалеет деревню и ее сын Павел, который говорит, что не больно ее терять только тому, кто «не поливал потом каждую борозду». Павлу понятна и сегодняшняя ситуация, он по­нимает, что плотина нужна, но не может смириться с этим бабка Дарья, потому что затопят могилы, а это — память. Она уверена, что «правда в памяти, у кого нет памяти — у того нет жизни».

Горюет Дарья на кладбище у могил сво­их предков, просит у них прощения. Сце­на прощания на кладбище не может не тронуть читателя. Строится новый посе­лок, но в нем нет той деревенской жизни, той силы, которой набирается крестья­нин с детства, общаясь с природой.

Против варварского уничтожения ле­сов, животных и вообще природы со страниц печати постоянно звучат при­зывы писателей, которые стремятся пробудить в читателях ответственность за будущее. Вопрос об отношении к природе, к родным местам — это и во­прос об отношении к Родине.

Есть четыре закона экологии, которые сформулировал больше двадцати лет назад американский ученый Барри Коммонер: «Все взаимосвязано, все должно куда-нибудь деться, все что-нибудь сто­ит, природа знает это лучше нас». Эти правила в полной мере отражают суть экономического подхода к жизни, но, к сожалению, их не берут в расчет. Но, мне кажется, если бы все люди земли задумались о своем будущем, то они могли бы изменить сложившуюся в ми­ре экологически опасную ситуацию. Все в наших руках!

Печать Просмотров: 44827
Версия для компьютеров