Добро и зло в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Тема добра и зла волновала многих за­мечательных писателей во все времена. Недаром Ф. М. Достоевский писал в рома­не «Преступление и наказание» о том, что мы перестаем видеть грань между хоро­шим и плохим. Как же относился к этому М. Булгаков? Спустя двадцать пять лет по­сле его смерти, где-то с середины шести­десятых годов начали активно публиковать его произведения. В течение всего не­скольких лет друг за другом в свет выходят «Записки юного врача» (1963 год), «Белая гвардия» (1966 год), «Мастер и Маргари­та» (1966—1967). Романами Булгакова за­читывались пенсионеры и студенты, уче­ные и рабочие, многие цитировали отрыв­ки его произведений наизусть.

Добро и зло — понятия философские. Понятия вечные и неразделимые. И, пока живы дух и сознание человека, они будут бороться друг с другом. Добро будет чело­веку освещать путь к истине. Такую борьбу и представляет нам Булгаков в романе «Мастер и Маргарита».

Своеобразие романа заключается в том, что действие развивается в двух времен­ных пластах. Первый — Москва 20-х годов XX века, другой — время Иисуса Христа. Булгаков создал как бы «роман в романе», и обе эти книги объединены одной иде­ей — поиском истины.

Булгаков создавал роман как историчес­ки и психологически достоверную книгу о своем времени и его людях, поэтому ро­ман стал для нас уникальнейшим докумен­том той эпохи. И в то же время этот роман обращен в будущее. Творческая мысль Булгакова как бы опережала время. Есть даже основания предположить, что автор мало рассчитывал на понимание и призна­ние его романа современниками.

В романе «Мастер и Маргарита» царят счастливая свобода творческой фантазии и одновременно строгость композицион­ного замысла. Сатана правит бал, а вдох­новенный Мастер, современник Булгако­ва, пишет свой бессмертный роман. Там прокуратор Иудеи отправляет на казнь Христа, а рядом, суетясь, подличают, при­спосабливаются, предательству ют вполне земные граждане, населяющие Садовые и Бронные улицы 20—30-х годов XX века.

Смех и печаль, радость и боль перемеша­ны там воедино, как в жизни, но в той вы­сокой концентрации, которая доступна лишь сказке, поэме. «Мастер и Маргари­та» и есть лирико-философская поэма в прозе о любви и нравственном долге, о бесчеловечности зла, об истинном твор­честве, которое всегда является преодо­лением, порывом к свету и добру.

Перенесемся в далекий Ершалаим, во дворец прокуратора Иудеи Понтия Пила­та. Перед прокуратором предстал чело­век 27 лет, обвиняемый в подстрекатель­стве к разрушению ершалаимского хра­ма, у которого руки «связаны за спиной, под левым глазом синяк». Звали его Иешуа. Он не боится возражать прокура­тору, у него своя жизненная философия: «Злых людей нет, есть люди несчастли­вые». Прокуратор сразу убедился в неви­новности арестанта, кроме того, он по­нял, что Иешуа обладает загадочной си­лой, ведь он умеет лечить. Поэтому он задумал спасти этого таинственного че­ловека: объявить его сумасшедшим и выслать на остров в Средиземное море, туда, где находится его резиденция. Од­нако осуществить эту идею не удалось. Иуда из Кариафа за 30 сребреников пре­дал Иешуа, представив показания, по ко­торым арестанта следовало немедленно казнить. Да и сам Иешуа не захотел отре­каться от истины. Он считал, что «всякая власть — насилие над людьми», что «на­станет время, когда не будет ни кесарей, ни другой власти. Человек перейдет в царство истины».

Итак, Иешуа казнен. Но почему же муча­ется Понтий Пилат? Иешуа нес людям доб­ро, у него был острый ум и чистая душа. Он и только он отважился сказать свое слово о добре и истине. Значит, душа его была свободна. А могущество Понтия оказалось мнимым. Он трус, он раб своей должности и карьеры. Он всего лишь пешка в руках императора. И хотя у Понтия Пилата было желание спасти Иешуа, однако преступить цепи рабства свыше его сил. Где же побе­дитель? Иешуа казнен, Понтий лишен по­коя. Но у Учителя остался ученик, продол­жающий дело его, — Левий Матвей. Зна­чит истина, свет, добро и правда все же победили.

Сама идея поместить в Москву тридца­тых годов князя тьмы Воланда и его свиту, олицетворяющих те силы, которые не под­даются никаким законам логики, была глу­боко новаторской. Воланд появился, что­бы «испытать» героев романа, воздать должное Мастеру и Маргарите, сохранив­шим верность друг другу и любовь, пока­рать взяточников, лихоимцев, предателей. Суд над ними вершится не по законам до­бра, они предстанут перед судом преис­подней. По мысли Булгакова, в сложив­шейся ситуации со злом следует бороться силами зла, чтобы восстановить справед­ливость.

Воланд судит жителей города по совер­шенным ими поступкам. И самоуверенный Берлиоз, и Варенуха-доносчик, и пьяница Степа Лиходеев — все получают по заслу­гам. Но вот в чем загадка: совершил ли Воланд благо? Конечно, он наказывает, карает, творя справедливость, «он не со­вершает ни одного плохого деяния», но это жестоко, так как Воланд вершит пра­восудие, рассматривая лишь деяния, а не самого человека и его внутренний мир. На мой взгляд, от дел сатаны в городе ни­чего не изменилось к лучшему. Так какое же это благо?

Воланд возвращает Мастеру его роман о Понтии Пилате, который тот сжег в при­ступе малодушия. Миф о Пилате и Иешуа, воссозданный в книге Мастера, перено­сит читателя в давние времена, утверждая мысль о том, что противоборство добра со злом — вечно, оно кроется в самих об­стоятельствах жизни, в душе человека, способной на возвышенные порывы и по­рабощенной ложными интересами сего­дняшнего дня.

Мастер в романе не смог одержать по­беду. Сделав его победителем, Булгаков нарушил бы законы художественной прав­ды, изменил бы своем чувству реализма. Но разве пессимизмом веет от финальных страниц книги? Нет! На земле у Мастера остался ученик и бессмертный роман, ко­торым суждено продолжать борьбу добра со злом.

На мой взгляд, М. Булгаков хотел пока­зать нам, что грань между добром и злом действительно еле заметна: ведь не сразу осознаешь смысл поступков Воланда и его свиты. Да и в жизни, стараясь делать добро, мы можем и не замечать, как наши поступки порождают зло.

«Мастер и Маргарита» — сложное произ­ведение. Существует множество толкова­ний знаменитого романа. О «Мастере и Маргарите» еще много будут думать, мно­го писать. «Рукописи не горят», — произ­носит один из героев романа. Булгаков пытался сжечь свою рукопись, но это не принесло ему облегчения. Роман продол­жал жить. Мастер помнил его наизусть. Ру­копись была восстановлена. После смерти писателя она обрела читателей во многих странах мира. Ныне творчество Михаила Булгакова получило заслуженное призна­ние, стало неотъемлемой частью нашей культуры.

Печать Просмотров: 35100
Версия для компьютеров