Художественное мастерство А. И. Куприна

Александра Ивановича Куприна мы знаем как признанного мастера корот­кого рассказа, автора замечательных повестей. В них он создал широкую многоплановую картину русской жизни конца XIX — начала XX века. «Человек пришел в мир для безмерной свободы творчества и счастья» — эти слова из купринского очерка можно было бы взять эпиграфом ко всему его творче­ству. Большой жизнелюб, он верил, что жизнь станет лучше. Мечта о счастье, о прекрасной любви — эти мотивы на­шли свое отражение в творчестве Ку­прина.

Куприн пишет о любви с присущим ему высоким художественным вкусом, тон­ким пониманием психологии людей. Его мастерство проявляется в описании каждой детали события, в точной харак­теристике людей и окружающей их об­становки. Мне бы хотелось показать это на примере его замечательного произ­ведения «Гранатовый браслет» — рас­сказа о большой неразделенной любви, «которая повторяется только один раз в тысячу лет».

Начало рассказа глубоко символично: «В середине августа, перед рождением молодого месяца, вдруг наступили от­вратительные погоды, какие так свойст­венны северному побережью Черного моря». Описание пасмурной, сырой, очень плохой погоды имеет огромное значение. За образом «молодого меся­ца» могла скрываться главная героиня рассказа Вера Николаевна Шеина, жена предводители дворянства, а пасмурной погодой была вся ее жизнь...

«Но к началу сентября погода вдруг резко и совсем неожиданно перемени­лась. Сразу наступили тихие, безоблач­ные дни, такие ясные, солнечные и теп­лые, каких не было даже в июле». Эта перемена и есть та самая роковая лю­бовь, о которой идет речь в рассказе. Причем Куприн указывает на неожидан­ность такой перемены. Так же неожи­данно ворвалась в жизнь княгини Веры Николаевны любовь неизвестного ей че­ловека.

Саму княгиню Веру Николаевну Куприн описывает как независимую, царственно спокойную, холодную красавицу: «...Вера пошла в мать, красавицу англичанку, сво­ей высокой гибкой фигурой, нежным, но холодным лицом, прекрасными... ру­ками». Вера Николаевна изображается Куприным как женщина, достойная на­стоящей, «святой» любви. Куприн созда­ет также яркий портрет генерала Аносо­ва — «тучного, высокого, серебряного старца». Не удивительно, что именно ге­нералу, человеку, умудренному жизнен­ным опытом, предстоит заставить Веру Николаевну отнестись к любви таинст­венного незнакомца более серьезно. Своими размышлениями о любви гене­рал способствует тому, что его внучка может с разных сторон посмотреть на свою жизнь с Василием Львовичем.

Генералу Аносову принадлежат проро­ческие слова: «...может быть, твой жиз­ненный путь, Верочка, пересекла имен­но такая любовь, о которой грезят жен­щины и на которую больше неспособны мужчины». Именно генералу автором доверено сделать очень важный, имею­щий огромное значение в этом рассказе вывод: истинная любовь крайне редка и доступна только немногим и только достойным ее людям. За всю жизнь Ано­сов не встретил ни одного подобного примера, но он продолжает верить в возвышенную любовь и передает свою веру Вере Николаевне.

Скорая развязка истории, длившейся более восьми лет, наступает, когда Вера Николаевна получает подарок на день рождения. Этим подарком был символ той самой любви, в которую верил гене­рал Аносов и о которой мечтает каждая женщина, — гранатовый браслет. Он це­нен Желткову тем, что его носила «по­койная матушка». Кроме того, старин­ный браслет имеет свою историю: по семейному преданию он обладает свойством сообщать дар предвидения носящей его женщине и охраняет ее от насильственной смерти. И Вера Никола­евна в самом деле неожиданно предска­зывает: «Я знаю, что этот человек убьет себя». Куприн-художник для усиления этого предсказания сравнивает пять гранатов браслета с «пятью алыми, кро­вавыми огнями». И княгиня, засмотрев­шись на браслет, с тревогой восклица­ет: «Точно кровь!»

К сожалению, значение браслета Ве­ра Николаевна поняла слишком позд­но. Ее одолевает беспокойство. «И все ее мысли были прикованы к тому неве­домому человеку, которого она никогда не видела и вряд ли увидит». Княгиня вновь и вновь вспоминает слова гене­рала Аносова и мучается тяжелейшим для нее вопросом: что это было — лю­бовь или сумасшествие? Последнее письмо Желткова ставит все на свои места: «Я не виноват, Вера Николаевна, что Богу было угодно послать мне, как громадное счастье, любовь к Вам». Он не проклинает судьбу, а уходит из жиз­ни, уходит с любовью в сердце, унося ее с собой и говоря любимой: «Да свя­тится имя твое!»

В рассказе «Гранатовый браслет» Ку­прин мастерски создает несколько сим­волических образов, на которых строится фундамент повествования и которые не­сут в себе весь его идейный смысл. В нем автор проявляет себя как талантливый художник, умеющий не только раскрыть самые глубинные человеческие чувства, но и вселить в читателя веру в их чистоту и возвышенность.

В своих произведениях Куприн вос­создает окружающую действительность во всех мелочах. Наблюдательность ав­тора порой поражает нас. А бывает, ма­лейшая деталь может сказать о челове­ке все. Например, «чистый, милый, но слабый и жалкий» подпоручик Ромашов из «Поединка» думает о себе в третьем лице. И сразу перед нами предстает об­раз немного смешного, неуверенного в себе молодого человека, который хо­тел бы казаться значительным. А нео­бычный дар Олеси из одноименного рассказа подчеркивается тем, что она не имеет ничего общего с местными «дивчатами, лица которых носят такое однообразное испуганное выражение». Олеся уверена в себе, в ее движениях присутствует благородство, изящная умеренность.

У Куприна мы находим также замеча­тельные зарисовки природы, так или иначе связанные с описываемыми им событиями. Описание чудесного вино­градника и восхода солнца в «Суламифи» предшествует появлению красивой девушки, звонкий голос которой слива­ется с многоголосьем природы. С по­лесской колдуньей Олесей мы встреча­емся на фоне таинственного леса, со­здающего впечатление необычности всего происходящего. Расцветающая весенняя природа сопровождает зарож­дение любви Олеси и Ивана Тимофее­вича, а прощаемся мы с героями, когда бушует стихия.

Художественное мастерство Куприна, я думаю, берет истоки в его глубоком знании жизни. Он любил и принимал жизнь такой, какая она есть, и впитывал ее всем своим существом. Поэтому со­зданные Куприным образы настолько живые,   что   мы   сопереживаем   им   как близким людям.

Печать Просмотров: 6865
Версия для компьютеров