Иван Васильевич на балу и после бала (по рассказу «После бала»)

В образе Ивана Васильевича — героя расска­за «После бала» — Л. Н. Толстой показал нам типичного человека того времени, студента, можно сказать, обывателя, стоящего в стороне от больших дел, живущего скромно и ничем не отличающегося от других внешне. Вместе с тем за этой безликой фигурой стоит нечто большее: через образ Ивана Васильевича Тол­стой показывает отношение (каким оно «долж­но быть») каждого честного и порядочного че­ловека к тому, что творится в стране. Писатель гневно обличает в доступной и изящной форме пороки того времени, когда был написан рас­сказ, отождествляя их с прошлым.

Иван Васильевич-рассказчик предстает пе­ред нами убеленным сединами многоопыт­ным, прожившим немалую жизнь человеком, можно сказать, учителем молодежи, челове­ком, имевшим влияние на молодежь и вызы­вавшим у нее уважение. Он принимается рас­сказывать о «делах давно минувших дней». За­чем Толстой вводит этот прием? Именно для того, чтобы показать сходство между прошлым и настоящим. Но обратимся к рассказу.

В то время (40-е годы XIX века) Иван Васи­льевич был студентом в университете, «весе­лым и бойким малым, да еще и богатым». Все свое время он отдавал развлечениям да весе­лым похождениям (а иногда и учебе). Любил он вечера и балы, хорошо танцевал и, по мне­нию дам, был просто красавец. В общем, он не отличался от других молодых людей свое­го времени — был такой же легкомысленный и совершенно не думал о нравственных кате­гориях, о государственных делах, о философ­ских истинах. Последнее же время его душу целиком занимала любовь: он был безумно увлечен дочерью полковника Б. Варенькой — писаной красавицей, за которой ухаживали многие кавалеры. Случилось так, что Иван Ва­сильевич был приглашен на бал к одному бо­гатому камергеру, губернскому предводите­лю дворянства, добродушному старичку. Бал был шикарным: играла хорошая музыка, был накрыт чудный ужин, но главное — среди гос­тей была Варенька Б., что особенно радовало Ивана Васильевича. Вот начался бал, Иван Васильевич почти все время танцевал с Ва­ренькой. Она улыбалась ему, и он был счаст­лив своей любовью. Он очень нервничал, ког­да танцевал не со своей избранницей, и все­гда смотрел в ее сторону, будто на свою пару. Иван Васильевич не знал, любит ли Варенька его, но почитал за счастье свое собственное чувство. Этой своей любовью он был полно­стью упоен, он любил, казалось, весь мир, всех гостей, хозяйку в фероньерке, отца Ва­реньки, буквально всех. Восторг, радость, любовь и счастье перемешались в его душе, и он находился на верху блаженства. И Ва­ренька была благосклонна, что только увели­чивало счастье.

Особенное впечатление произвел на Ивана Васильевича отец Вари — «статный, высокий и свежий старик» с румяным лицом, бакенбар­дами, подведенными к усам и «зачесанными вперед височками». Он улыбался, грудь его была украшена орденами, «он был воинский на­чальник типа старого служаки николаевской вы­правки». Когда хозяйка уговорила его пройтись в танце с дочерью, он вспомнил молодость (раньше он неплохо танцевал) и, несмотря на свои года, с достоинством, грациозностью и изяществом исполнял все «па». Дочь была счастлива, когда им аплодировали: она искрен­не любила своего отца, и ее любовь передава­лась через нее и к Ивану Васильевичу. Особен­но умиляли его сапоги полковника Б. — старо­модные, с квадратными носами. Глядя на эти сапоги, Иван Васильевич подумал, что он не за­казывал себе новых сапог, чтобы пышнее оде­вать свою дочь. Ивана Васильевича очень тро­нула эта забота. Он искренне полюбил отца Ва­реньки.

И вот окончен бал. Простившись с Варень­кой, Иван Васильевич уже под утро отправился домой. Пытаясь уснуть, он понимал, что ему не до сна: чувство любви к Варе переполнило его. О ней он только и думал, ею только и жил. Иван Васильевич решил отправиться обратно, к до­му В., увидеть ее, может быть, еще раз.

Он вышел из дому. Погода стояла как на масленицу, но несколько мрачная, скучная, сырая. (Здесь Толстой применяет прием на­гнетания, подводит читателя к кульминации. Слова «мрачная», «черная» повторяются не­сколько раз.)

Подходя к дому Б., на пустыре Иван Василь­евич увидел что-то черное, страшное. Играла визгливая, ужасная музыка. Иван Васильевич подумал было, что это учения, но, подойдя ближе, понял в чем дело.

Между двумя рядами солдат в шинелях ун­тер-офицеры вели привязанного к прикладам татарина-солдата. Его гоняли «сквозь строй» за побег. Удары, беспощадные и сильные, об­рушивались на спину его, которая представ­ляла собой какое-то кровавое месиво. Тата­рин стонал, падал, его подымали, сыпались удары, визжала флейта. А рядом следовала высокая фигура военного, шедшего твердой и уверенной походкой, которая показалась Ивану Васильевичу знакомой. Это был отец Вареньки. Молодой человек стал свидетелем ужасной сцены: за то, что один солдат слабо ударил, полковник стал бить его по лицу.

После всего увиденного Иван Васильевич не пошел к Б. Он крепко задумался: почему полковник, добрый и веселый на балу, так по­ступил? Может быть, так и нужно? Иван Васи­льевич так и решил, но внутри его бушевал протест. Несмотря на все оправдания, он не смог больше мечтать о карьере военного (и не стал им впоследствии), даже почему-то охладело его чувство к Вареньке.

Что же кроется за этим?

Внешне согласившись и примирившись с поступками полковника, с порядками того вре­мени, Иван Васильевич не мог забыть это и простить. Совесть каждого человека подска­зывает ему, как надобно поступать. Так полу­чилось и с Иваном Васильевичем, что отрази­лось на всей его дальнейшей судьбе.

Основная идея рассказа Толстого такова: даже не решаясь восстать открыто, человек восстает внутренне против ужасных поряд­ков, беззаконий и пережитков прошлого, не умерших и в настоящем.

Печать Просмотров: 9222
Версия для компьютеров