Конфликт между властью и человеком в поэме «Медный всадник»

Поэма «Медный всадник» была напи­сана Пушкиным в 1833 году. В ней автор впервые в русской литературе противо­поставил государство, олицетворенное в образе Петра I, и человека с его лич­ными интересами и переживаниями.

Реформы Петра I в русской истории были глубоким и всеобъемлющим пере­воротом, который не мог совершиться легко и безболезненно. Царь требовал от народа отдачи всех сил для достиже­ния намеченных им целей, а это вызыва­ло ропот и недовольство. Такое же неод­нозначное отношение было и к любимо­му детищу Петра — Петербургу. Город олицетворял собой и величие России, и рабство ее народа. С одной стороны, это был прекрасный город с дворцами, монументами и золотыми куполами, но в то же время Петербург потрясал своей бедностью, нищетой и самой высокой смертностью в России.

Еще одним несчастьем Петербурга были страшные наводнения, которые разрушали дома и уносили человечес­кие жизни. Строя город на берегу Фин­ского залива, на болоте, Петр совер­шенно не заботился о будущих жителях своей столицы. Петербург был построен «назло надменному соседу» и природе. И стихия словно мстила людям за их де­яния. В «Медном всаднике» Пушкин опи­сывает одно из самых страшных навод­нений, которое произошло в 1824 году и вызвало страшные разрушения:

Осада! приступ! злые волны,

Как воры, лезут в окна.  Челны

С разбега  стекла  бьют кормой.

Лотки под мокрой пеленой,

Обломки хижин, бревны, кровли,

Товар запасливой торговли,

Пожитки бледной нищеты,

Грозой  снесенные   мосты,

Гроба с размытого кладбища

Плывут по улицам!

В поэме два главных героя: Петр I, олицетворяющий собою государство, и бедный чиновник Евгений. Он потомок знатного, но обедневшего рода. Это трудолюбивый молодой человек, кото­рый хочет своими руками устроить свое счастье. У него есть невеста, которую он любит и на которой, получив хорошее место, хочет жениться:

Пройдет, быть может, год-другой —

Препоручу  семейство   наше

И  воспитание ребят...

И станем жить, и так до гроба

Рука с рукой дойдем мы оба,

И внуки нас похоронят...

Но его мечтам не суждено сбыться, так как Параша вместе со своей матерью по­гибает во время наводнения. Сам же Ев­гений сходит с ума, не перенеся душев­ных потрясений. Безумный, он бродит по городу и однажды оказывается возле па­мятника Петру I. Это Медный Всадник. И Евгению становится ясно, кто был ви­новником гибели его невесты, его разби­той жизни и счастья. Он бросает вызов: «Добро, строитель чудотворный! — Шеп­нул он, злобно задрожав, — Ужо тебе!..». И вдруг безумному кажется, что грозный царь покидает скалу и скачет за ним, что­бы наказать за дерзость:

И во всю ночь безумец бедный,

Куда стопы ни обращал,

За ним повсюду Всадник Медный

С тяжелым топотом скакал.

После этой страшной ночи Евгений старался стороной обходить это мес­то, а если проходил мимо, то «картуз изношенный сымал, смущенных глаз не подымал». Иными словами, он со­вершенно уничтожен и раздавлен госу­дарством, олицетворением которого был Петр I.

Заканчивается поэма гибелью Евге­ния: его нашли мертвым возле разва­лившегося дома Параши. Евгений явля­ется одной из невольных жертв дела Пе­тра, а царь — косвенным виновником гибели героя. Пушкин сочувствует Евге­нию, он называет его несчастным, бед­ным, но финал поэмы является гимном государственности, гимном Петру I — самому мощному из русских самодерж­цев, основателю новой столицы, сбли­зившей Россию с Западом.

Пушкина всегда привлекала фигура Петра I, ему он посвятил множество сво­их произведений, и мнения критиков о том, на чьей стороне Пушкин, разо­шлись. Одни считали, что поэт обосно­вал право государства распоряжаться жизнью человека, и становится на сто­рону Петра, так как понимает необходи­мость и пользу его преобразований. Другие считают жертву Евгения нео­правданной. Мне же кажется, что Пуш­кин впервые в русской литературе пока­зал всю трагичность и неразрешимость конфликта между государством и от­дельной личностью.

Печать Просмотров: 49657
Версия для компьютеров