Любовь и дружба в жизни Базарова (по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»)

Все люди разные, и каждый понима­ет любовь и дружбу по-своему. Для одних найти любимого человека есть цель и смысл жизни, а дружба — не­отъемлемое условие их счастливого существования. Эти люди составляют большинство. Другие считают любовь выдумкой, «белибердой, непрости­тельной дурью»; в дружбе ищут едино­мышленника, борца, а не человека, с которым можно пооткровенничать на личные темы. Таких людей гораздо меньше, и именно к их числу относит­ся Евгений Васильевич Базаров.

Его единственный друг Аркадий в на­чале романа представляется читателю наивным, несформировавшимся юн­цом. Он привязался к Базарову всей душой и сердцем, буквально обоже­ствляет его, ловит каждое его слово. Базаров чувствует это и хочет воспи­тать из Аркадия человека, подобного себе, то есть отрицающего современ­ный общественный строй и желающе­го принести некую новую практичес­кую пользу России.

Поддерживать дружеские отношения с Базаровым хочет не только Аркадий, но и так называемые, «дворяне-про­грессисты» — Ситников и Кукшина. Они считают себя современными мо­лодыми людьми и боятся отстать от моды. А так как нигилизм в данном случае представляется им последним веянием моды, то они принимают его, но принимают фрагментарно и весьма поверхностно: они неряшливы в одеж­де и разговоре, отрицают то, о чем не имеют ни малейшего представления. Базаров прекрасно понимает, что эти люди неумны и непостоянны, и потому он не принимает их дружбы.

При этом он все свои надежды возла­гает на молодого Кирсанова. Он хочет видеть в нем своего последователя, единомышленника. Базаров и Аркадий часто беседуют, многое обсуждают. Аркадий внушил себе, что согласен с Базаровым во всем, что будто бы раз­деляет все его взгляды. Однако со вре­менем все чаще между ними возникают разногласия. Аркадий осознает, что не может принять все суждения Базарова. В частности, он не может отрицать кра­соту природы и ценность искусства. Базаров считает, что «природа — это не храм, а мастерская и человек в ней — работник». Аркадий же считает, что природой надо наслаждаться и из этого наслаждения черпать силы для работы. Базаров смеется над «стареньким ро­мантиком» Николаем Петровичем, ког­да тот играет на виолончели, — Арка­дий даже не улыбается базаровской шутке, но, несмотря на первые возник­шие разногласия, продолжает любить и уважать своего «учителя». Базаров не хочет замечать перемену в друге, а же­нитьба Аркадия совершенно выводит Евгения из равновесия.

И тогда Базаров решает расстаться с Аркадием, расстаться навсегда. Он счи­тает, что Аркадий не оправдал его на­дежд, что подвел его. Базарову горько это осознавать и нелегко отречься от друга, но он решается на этот шаг. Уез­жает Евгений с такими словами: «...ты поступил умно; для нашей горькой, бобыльной жизни ты не создан. В тебе нет ни дерзости, ни злости, а есть молодая смелость да молодой задор, для нашего дела это не годится... Ты славный ма­лый; но ты все-таки мякенький, либе­ральный барич». Аркадий не хочет рас­ставаться с Базаровым, он пытается ос­тановить друга, но тот непоколебим в своем жестоком решении. Итак, первая потеря Базарова — это потеря друга. Но одиноким остался он и в любви.

Любовь — чувство безусловно ро­мантическое, а так как нигилизм от­вергает все, что не приносит практи­ческой пользы, то отвергает и любовь. Поначалу Базаров воспринимает лю­бовь только с физиологической сторо­ны: «Нравится тебе женщина — ста­райся добиться толку, а нельзя — ну, не надо, отвернись: земля не клином сошлась».

Однако любовь к Одинцовой врыва­ется в его сердце внезапно, вопреки рассудку и отнюдь не радуя его своим появлением. Еще на балу Одинцова привлекла внимание Базарова. «Это что за фигура? На остальных особ не похожа», — интересуется он с преуве­личенной небрежностью. Анна Серге­евна показалась ему очень красивой и интересной молодой женщиной. Он с любопытством принимает ее при­глашение погостить в ее имении Ни­кольском. Базаров и Одинцова прово­дят вместе много времени: гуляют, беседуют, спорят, — словом, узнают друг друга. И в обоих происходит пе­ремена. Базаров буквально поразил воображение Одинцовой, она о нем много думала, ей было по-настояще­му интересно в его обществе. «Она как будто хотела и его испытать, и се­бя изведать».

А что происходит в душе Базарова? Он по-настоящему влюбился! Это же подлинная трагедия для нигилиста! Рушатся все его теории. И он стара­ется оттолкнуть от себя э т о навязчи­вое, неприятное чувство, «с негодо­ванием сознает романтика в самом себе». Анна Сергеевна приглашает его на уединенные прогулки в саду, вызывает на откровенный разговор. Она добивается признания в любви. Базаров не верит в ее любовь, но в его душе теплится надежда на взаим­ность, и он забывает обо всем на све­те, хочет лишь быть с любимой, никог­да не расставаться с ней. Но «Один­цовой стало страшно и жалко его», и она принимает решение: «Нет, Бог знает, куда бы это повело, этим нель­зя шутить, спокойствие все-таки луч­ше всего на свете».

Итак, Евгений отвергнут. Это вторая потеря — потеря любимой женщины. Базаров очень тяжело переживает эту потерю. Он уезжает домой, лихо­радочно ищет себе занятие и наконец успокаивается своей привычной рабо­той. Но Базарову с Одинцовой суждена была еще одна, на этот раз послед­няя, встреча. Базаров, смертельно больной, посылает нарочного к Один­цовой: «Скажи, что кланяться велел, больше ничего не нужно». На самом деле он надеется увидеть любимую, услышать ее голос. И Анна Сергеевна приезжает к нему и даже привозит с собой доктора. Однако приезжает она не из любви к Базарову. Она не бросилась к нему со слезами, как бро­саются к любимому человеку, «она просто испугалась каким-то холодным и томительным испугом». Базаров по­нял ее: «Ну, спасибо. Это по - царски . Говорят, цари тоже посещают умирающих».

Он дождался своей недосягаемой лю­бимой, и на ее руках умирает Евгений Васильевич Базаров. Умирает челове­ком сильным, волевым, не отказавшимся от своих суждений, не отчаявшимся, однако одиноким и отвергну­тым всеми, кроме родителей.

Печать Просмотров: 78895
Версия для компьютеров