Начало творческого пути Куприна А.И.

В 1894 году уйдя в отставку, Куприн переехал в Киев. К этому времени уже вышли в свет несколько его произведений. В Киеве писатель начинает сотрудничать в местных газетах: он пишет рассказы, очерки, заметки. В результате этой работы были изданы сборники очерков «Киевские типы»

(1896)    и рассказов «Миниатюры» (1897). В «Автобиографии» (1913) Куприн писал, что в Киеве оказался «в положении институтки-смолянки, которую ни с того ни с сего завели бы ночью в дебри Олонецких лесов и оставили бы без одежды, пищи и компаса. Вдобавок самое тяжёлое было то, что у меня не было никаких знаний, ни научных, ни житейских».

Он почувствовал необходимость восполнить недостаток своего жизненного опыта и отправился путешествовать по России. В первые годы после военной службы он меняет множество профессий: грузчика, актёра, землемера, управляющего имением. Он работал на сталелитейном заводе, сотрудничал в провинциальной печати и даже изучал зубоврачебное дело.

За это время были созданы «Молох», «Олеся», «Река жизни» и другие произведения. Известность Куприну принесла повесть «Молох» (1896), ставшая заметным явлением в русской литературе 1890-х годов. Молох - это имя верховного бога одного из древних племён. Он изображался в виде идола, в огненную пасть которого бросали приносимых в жертву людей. В произведении Куприна Молох — это завод, в раскалённых цехах которого страдают и гибнут люди. Они, как невинные жертвы, брошены в утробу гигантского чудовища со страшными плавильными печами, несмолкаемым лязгом и грохотом железа, чёрными трубами. Людские жизни ложатся на алтарь технического прогресса и жажды обогащения владельца этого монстра — Квашнина. В его портретной характеристике проступают черты языческого идола: огненные волосы, выпяченный живот. Квашнин — олицетворение силы золота и власти, убивающей всё живое.

В повести дана мрачная панорама гигантского завода. На этом фоне разворачивается трагедия типичного купринского «слабого героя-правдоискателя» инженера Боброва, у которого Молох отнимает любимую девушку и веру в жизнь. Бобров — человек, «с которого заживо содрали кожу». Все события в повести даны через его восприятие. Бобров пытается бороться с несправедливостью, но не знает, как действовать. Герой ищет забвения, уходя от реальной жизни.

В конце 1896 года Куприн создал в Киеве атлетическое общество и познакомил публику с Иваном Поддубным, будущим чемпионом мира по борьбе. Он основал цирк, которому отдавал свои душевные силы, и на долгие годы сохранил привязанность и любовь к этому виду искусства. Тема цирка становится доминирующей в творчестве Куприна. Ей посвящены пьеса «Клоун», рассказы «Allez!», «В цирке». «...Это свободная, наивная, талантливая вещь, притом написанная несомненно знающим человеком», — отзывался о рассказе «В цирке» А.П. Чехов. Особое место в творчестве Куприна занимает изображение животных. В мире животных писатель находит выражение тех же физических и нравственных качеств, что и у человека. Так же как и в мире людей, здесь немало трагизма. Вспомните рассказы «Пиратка», «Барбос и Жулька», «В зверинце», «Собачье счастье», «Белый пудель», «Слон».

Печать Просмотров: 9991
Версия для компьютеров