Образ поэта в раннем творчестве В. В. Маяковского

Среди литературных деятелей начала XX века резко выделялся начинающий по­эт Владимир Маяковский. Несомненно, в первых его произведениях нашло отра­жение время, в которое он жил, — время глубоких социальных перемен, время ко­лоссальных общественных противоречий и потрясений. Вполне очевидно то, что стихийные события первой русской рево­люции существенно повлияли на разви­тие мировоззрения будущего поэта.

Революция для Маяковского — это раз­рушение старого мира во имя создания нового.   Он  протестует  против   старой жизни. «Долой вашу любовь!», «Долой ва­ше искусство!», «Долой ваш строй!», «До­лой вашу религию!» Эти четыре крика «Долой!» помогают понять, каков был об­раз поэта в ранний период творчества. В первых стихотворениях футуриста мы часто замечаем антибуржуазные настро­ения. Чуждая обывательская среда изоб­ражалась в них сатирически. Поэт рисует ее как бездуховную, погруженную в мир низменных интересов, в мир вещей: Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста где-то недокушанных, недоеденных щей; вот вы, женщина, на вас белила густо, вы смотрите устрицей из раковин вещей. Очень сильно чувствуется отвращение поэта к идеалам  мещанства.  «Россия, нельзя ли чего поновее?» — кричит он с возмущением в своем стихотворении «Эй!», обращаясь к людям, «заплесневев­шим в радости». Он протестует против консервативных устоев буржуа.

Как поэт-новатор выступает Маяков­ский в ранних произведениях: Возьми и небо заново вышей, новые звезды придумай и выставь, чтоб, исступленно царапая крыши, в небо карабкались души артистов. Еще одна характерная тема творчества Владимира Владимировича — это обли­чение ложного патриотизма мещан. По-моему, особенно хорошо поэт показал это в стихотворении «Вам!»: Знаете ли вы, бездарные, многие, думающие, нажраться лучше как, — может быть, сейчас бомбой ноги выдрало у Петрова поручика?.. В раннем творчестве Маяковский пред­стает перед читателем как поэт-богобо­рец. Он иронически снижает образ всемо­гущего бога. В четвертой части «Облака в штанах» бог — не «вездесущий», «все­сильный божище», а «недоучка, крохотный божик», которого можно испугать «сапож­ным ножиком». Однако поэма пронизана смутным ощущением высшей силы: И когда мой голос похабно ухает —

от часа к часу,

целые сутки,

может быть, Иисус Христос нюхает

моей души незабудки.

В поэме «Облако в штанах» поэт гово­рит от имени народа, пророчески пред­сказывая близость революции («в терно­вом венце революций грядет шестнад­цатый год»). Настоящий поэт «видит идущего через горы времени, которого не видит никто». Он — предсказатель бу­дущего страны. Маяковский искренне верил в идею революции, в прекрасное светлое будущее, в неизбежность пере­мен и счастья.

В ранних стихах внимательный чита­тель увидит не только фамильярные, на­смешливые, пренебрежительные инто­нации, но и поймет, что за внешним — ранимая, одинокая душа. Чувствуется, что поэт только хочет казаться грозным, дерзким, уверенным в себе, но на самом деле он одинок, и душа его жаждет люб­ви и понимания.

Стихотворение 1914 года «Послушай­те!» — это крик поэта. Оно начинается просьбой, обращенной к людям, с надеж­дой быть услышанным и понятым. Лири­ческий герой отчаянно пытается обратить внимание людей на волнующую его про­блему. Звучит интонация доверчивости, поражает масштаб. Поэт глубоко и тонко чувствует и переживает все, что происхо­дит с окружающим нас миром, Вселен­ной, людьми. Это жалоба на человечес­кое равнодушие. Он говорит о том, что нельзя мириться с безразличием, одино­чеством. Одновременно с робостью и не­уверенностью слышна надежда на пони­мание:

Значит — это необходимо,

чтобы каждый вечер

над крышами

загоралась хоть одна звезда?!

Маяковский подчеркивал ответствен­ность поэта перед обществом, он ощу­щал себя выразителем чувств и мыслей улицы, поэтому его поэзия отличается высокой идейностью и народностью. И, несмотря на то, что сейчас наша жизнь существенно отличается от жизни нача­ла столетия, а значит, отличаются и на­ши взгляды на действительность, совре­менный читатель восхищается гениаль­но простыми произведениями поэта. Причиной этому, может быть, является строгая определенность ответов на кон­кретные вопросы; но я думаю, что по­эзия Владимира Маяковского актуальна до сих пор, потому что в его творчестве нашли отражение темы, интересующие человечество на всем протяжении его существования — любовь, дружба и смысл жизни.

Печать Просмотров: 5205
Версия для компьютеров