Петербург в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

Петербург — самостоятельное действующее лицо в романе Ф. М. До­стоевского «Преступление и наказа­ние». В каждом эпизоде ощущается присутствие некоего неживого пер­сонажа —  огромного   города.

По сути, существовало два Петер­бурга. Один — город, созданный ру­ками гениальных архитекторов, Пе­тербург прекрасных набережных и площадей, Петербург дворцовых переворотов и пышных балов, Петербург — символ величия и расцве­та после петровской России, поража­ю щ и й своим великолепием. Но был и другой Петербург — город, в кото­ром люди живут в «клетушках», в желтых грязных домах с темными ле­стницами, проводят время в малень­ких душных мастерских или в смер­дящих кабаках и трактирах, город по­лусумасшедший, похожий на героев Достоевского.

Первый Петербург был воспет мно­гими  поэтами.   Вот,   например,  бес­смертные слова Пушкина о нем:

Люблю     тебя,      Петра     творенье,

Люблю     твой    строгий,      стройный     вид,

 Невы    державное        теченье,

 Береговой     ее       гранит...

А вот каким видит Петербург До­стоевский: «На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкот­ня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербурж­цу, не имеющему возможность на­нять дачу...»

Петербург поразительно замкнут. Живущий в нем «закрыт от солнца» и от других людей, каждый — в своем «шкафу-каморке». Город болен, и чу­довищно больны его обитатели. Са­ма окружающая обстановка вызыва­ет у человека чувство безвыходности и озлобления. Она стимулирует воз­никновение самых невероятных и фантастических теорий: «Я тогда, как паук, к себе в угол забился. Я любил лежать и думать». Город — прекрас­ный материал для раздумий, подтал­кивает   мысль   в   определенном   направлении и в конце концов заража­ет человека идеями, больше похожи­ми на бред.

Чертой, по которой мы узнаем за­раженного «болезнью большого го­рода», является навязчивый желтый цвет. Желтые обои и мебель в комна­те у старухи, желтое от постоянного пьянства лицо Мармеладова, жел­тая, «похожая на шкаф или на сундук» каморка Раскольникова, желтоватые обои в комнате у Сони, «мебель из желтого отполированного дерева» в кабинете Порфирия Петровича. Эти детали определяют атмосферу существования главных героев ро­мана, являются предвестниками не­добрых событий. Город расставляет ловушки для героев романа: Марме­ладов спивается в грязной распивоч­ной, Раскольников привязан нуждой к старухе-процентщице, Сонечка по­пала в «когти» Дарьи Францевны, «женщины злонамеренной и полиции многократно известной».

По сути, Раскольников, совершив свое преступление, пошел не только против человеческой морали и своей совести, он невольно нанес рану и го­роду, обрубив одно из его щупалец. И город отомстил ему, задавив свой громадой, заставив страдать во мно­го раз сильнее. Но Раскольникову удается вырваться из этого озлоблен­ного мира. Он, дитя огромного мрач­ного города, попав в Сибирь, оказы­вается в новой для себя среде, вы­рванным из той искусственной почвы, на которой взросла его страшная идея. Это — иной, доселе неведомый Раскольникову мир, мир вечно обнов­ляющейся Природы.

И здесь вместе с весною охваты­вает его «необъятное ощущение полной и могучей жизни». Начинает­ся его новый путь, свободный от своеволия и бунта, путь любви и че­ловеколюбия. И тут мы видим, что каторга — место, предназначенное по своей сути для ограничения че­ловеческой свободы, оказывается местом более пригодным для сво­бодного проявления человеческой личности, нежели реальная «воля» большого города.

Печать Просмотров: 13446
Версия для компьютеров