Поэт и поэзия в лирике Маяковского

Едва ли есть хоть один крупный русский поэт, который не задумы­вался бы о цели творчества, о сво­ем месте в жизни страны, народа. Каждому серьезному русскому по­эту было важно, чтобы его востре­бовало время.

С другой стороны — переломная эпоха в истории неизбежно долж­на была породить своего поэта. Этим поэтом и стал Владимир Ма­яковский.

Но не сразу и не скоро определил он место своей поэзии в жизни со­временного общества. Задумыва­ясь о кажущейся бесполезности по­эта среди повседневных забот лю­дей, Маяковский приходит к выводу, что поэт — это звезда, которая за­жигается, и ее свет служит нравст­венным ориентиром людям.

Внутренне убежденный в необхо­димости поэтического слова для человеческой души, Маяковский видит миссию поэта в том, чтобы впитать в себя всю боль миллионов страдающих и одиноких людей и рассказать о ней миру.

Как и для Н. Некрасова, поэт у В. Маяковского в первую очередь является гражданином, глубоко страдающим за свой народ. Но в то же время поэт находится в очень сложных отношениях с толпой, в ней есть и те, из кого вырастут будущие обыватели.

Первую часть этой толпы Маяков­ский постоянно дразнит. К ней об­ращены вызывающие названий стихотворений, как-то: «Нате!», «Вам!», «Ничего не понимают...». Толпа и есть толпа, но нельзя это понятие путать с понятием народа, ради счастья которого В. Маяков­ский и ругает толпу.

В автобиографии «Я сам» Мая­ковский пишет, что вопрос прини­мать или не принимать революцию для него не стоял, так как револю­ция — это  воплощение мечты   народа об обновлении мира. Новому миру нужно новое искусство, и Ма­яковский это понимает.

В. Маяковский уже не сомнева­ется в том, что его искусство нужно народу, что оно необходимо стра­не. Поэт, по мнению Маяковского, выполняет большое и ответствен­ное дело, то есть управляет серд­цами и умами людей на одном большом корабле, называемом страной.

Стихи согревают душу, поэтому не случайно настоящую поэзию сравнивают со светилом, которое издавна считалось символом жиз­ни на земле, без которого не было бы ни тепла, ни света.

Свои размышления о поэтичес­ком труде Маяковский продолжает в стихотворении «Разговор с фи­нинспектором о поэзии». Это шут­ливый, но страстный монолог, где Маяковский яростно отстаивает свою точку зрения. Он показывает поэта тружеником, для которого поэзия — это нелегкий, кропотли­вый, требующий высочайшего ма­стерства и высочайший квалифи­кации труд: Поэзия    — та   же добыча   радия.

 В    грамм  добыча, в  год   труды.

Изводишь единого    слова    ради тысячи    тонн словесной      руды.

С другой стороны, дело поэта — работа на революцию. В. Маяковский убежден, что этот грандиоз­ный момент истории необходимо увековечить. Но вместе с тем он считает, что он обязан писать обо всем, что видит вокруг себя, обо всем, что волнует и мучает его.

Потому его стихи, пройдя через призму времени, не обесценились, они дороги нам и сегодня. Всем своим творчеством В. Маяковский доказал, что высокое предназначе­нии поэзии в том, чтобы делать мир светлым и праздничным.

Печать Просмотров: 7500
Версия для компьютеров