Понятие о счастье в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Некрасов писал свою поэму более 13 лет, но еще больше времени потратил на то, что­бы «по словечку», как он сам выразился, со­брать все сведения о русском народе. Поэт показал не только все стороны крестьянской жизни с ее изнурительным трудом, оскорб­лениями и угнетениями со стороны властей, но и противопоставил им класс крепостни­ков. Поэма имеет единый смысловой центр. Это представление о счастье. В понятие «счастье» поэт вкладывает несколько значе­ний. Нравственное смысл счастья Некрасов показывает на примере ежедневной жизни мужика-крестьянина, а также через образы женщин. Еще один аспект, политический, за­ключается в том, что поэт показывает путь, благодаря которому можно добиться счастья. Этот путь лежит через обретение свободы. Счастье для Некрасова — это вполне реаль­ная категория, которая заключается в челове­ческой справедливости, свободе и равенстве всех людей.

Сюжет поэмы строится на том, что семеро крестьян из «Подтянутой губернии, уезда Терпигорева, Пустопорожней волости, из смеж­ных деревень — Заплатова, Дырявина, Разутова, Знобишина, Горелого, Неелого, Неурожайка тож» решают отправиться на поиски счастья. В дороге мужики знакомятся с крес­тьянами из таких же несчастных деревень: Бо­сова, Дымоглотова, Столбняков, губерний Испуганной и Неграмотной. Но мужицкое сча­стье везде одинаковое — «дырявое с заплата­ми, горбатое с мозолями». Крестьяне, кото­рых встречают они на своем пути, все нищие, голодные, оборванные, изможденные от не­посильной работы:

С лаптя до ворота

Шкура   вся   вспорота,

Пухнет с мякины живот.

Верченый,      крученый,

Сеченый,      мученый,

Еле  Калина   бредет.

Чтобы забыться, мужики идут в кабак то­пить свою тоску в вине. Автор осуждает эту привычку крестьян и в то же время им сочув­ствует.

Но среди крестьян уже находятся люди, способные на бунт, пусть даже только на словах. Не выдержав издевательств князя Утятина, Агап Петров высказывает ему все, что накипело в душе:

... Цыц!   Нишкни!..

...Сегодня   ты   начальствуешь,

А  завтра  мы Последышу

Пинка  — и кончен бал!

Взбунтовался по-своему и Яков Верный. Пытаясь хоть как-то отомстить за своего пле­мянника, он повесился. Эти крестьяне еще только начинают понимать необходимость борьбы, но они нащупывают верный путь к счастью. К числу крестьян, поднявшихся до осознания своего бесправия, принадлежит Яким Нагой. Он так говорит о причине обни­щания крестьян:

Работаешь    один,

А чуть работа кончена,

Гпяди,   стоят три дольщика:

Бог,   царь  и  господин!

В главе «Счастливые» Некрасов рассказы­вает о Ермиле Гирине, который встал на за­щиту крестьян. Это умный, наделенный чувст­вом справедливости человек. Став крестьян­ским защитником, Гирин попадает в острог. Такая же судьба и у «богатыря святорусско­го» Савелия. Человек острого ума, могучей силы, он борется против рабской покорности и угнетения. Он понимает необходимость борьбы и бросается на угнетателей с топо­ром в руках. Его постигает та же участь ка­торжника, но дух его не сломлен: «клейме­ный, да не раб».

Каждый по-своему видит и понимает счас­тье. Если Агап, Яким, Савелий и другие видят его в протесте и в борьбе, то такие, как Клим, Ипат, Глеб, довольствуются малым — звани­ем холопа.

Клим видит счастье не только в служении князю, но и в пьянстве, воровстве и бродяж­ничестве. Клим князя Утятина называет не иначе как князюшкой, а себя — его рабом не­достойным. Дворовый князя Переметьева вылизывает господские тарелки, допивает оставшееся в рюмках вино и с гордостью го­ворит о себе:

У князя    Переметьева

Я   был  любимый  раб.

Жена   —  раба любимая.

Егорка Шутов служил в полиции и за день­ги готов был продать своего брата-мужика. Он всякий раз терпел побои за свои подлые делишки. Не зря крестьяне говорят: «Не бить его, так уж кого и бить». Занимается преда­тельством и староста Глеб, который согла­сился уничтожить вольную, данную его ба­рином крестьянам. Некрасов осуждает этих людей:

Люди холопского   звания   —

Сущие   псы   иногда:

Чем   тяжелей   наказания,

Тем   им   милей   господа.

У помещика Оболта-Оболдуева тоже свое понимание счастья. Он всеми силами стара­ется сохранить милую ему жизнь при крепо­стном праве. Полностью согласен с ним и поп, доходы которого растут по мере при­теснения крестьян.

Жизнь Матрены Тимофеевны, как и у каж­дой женщины-крестьянки — тяжелая доля и непосильный труд. «...Не дело — между ба­бами счастливую искать», — отвечает Матре­на на вопрос странников о счастье.

В конце поэмы Некрасов рисует образ Гриши Добросклонова. Это человек нового типа, в котором воплощено все то, что под­спудно дремало в душах крестьян. Добросклонов принадлежит будущему, он смотрит вперед, верит в силу и мощь «загадочной Руси»:

Ты и убогая,

Ты и  обильная,

Ты и забитая,

Ты   и   всесильная,

Матушка-Русь!..

В образе Гриши Добросклонова Некрасов воплотил свое понятие о счастье: оно в осво­бождении народа от угнетения и во всеоб­щем равенстве.

Печать Просмотров: 48219
Версия для компьютеров