Проблема нравственного выбора в повести «Сотников»

«Война есть противное человеческому естеству состояние», — писал Лев Тол­стой, и мы не можем с этим не согласить­ся, ведь война приносит страх, кровь, сле­зы. Война также является и испытанием для человека.

Проблема нравственного выбора героя на войне характерна для всего творчества В. Быкова. Эта проблема возникает практи­чески во всех его повестях: «Альпийская бал­лада», «Обелиск», «Сотников» и других.

В повести «Сотников» заострена пробле­ма подлинного и мнимого героизма, кото­рая составляет суть сюжетной коллизии произведения.

В повести сталкиваются не представите­ли двух разных миров, а люди одной стра­ны. Герои повести — Сотников и Рыбак — в обычных условиях, возможно, и не про­явили бы свою истинную натуру. Но во время войны Сотников с честью проходит через тяжелые испытания и принимает смерть, не отрекаясь от своих убеждений, а Рыбак перед лицом смерти меняет свои убеждения, предает Родину, спасая свою жизнь, которая после предательства теря­ет всякую цену. Он фактически становится врагом. Он уходит в мир иной, чуждый нам, где личное благополучие ставится вы­ше всего, где страх за свою жизнь застав­ляет убивать и предавать. Перед лицом смерти человек становится таким, каков он есть на самом деле. Здесь проверяется глубина его убеждений, его гражданская стойкость.

Идя на задание, они по-разному реагиру­ют на предстоящую опасность, и кажется, что сильный и сообразительный Рыбак бо­лее подготовлен к подвигу, чем хилый, больной Сотников. Но если Рыбак, который всю жизнь «ухитрялся найти какой-нибудь выход», внутренне готов к предательству, то Сотников до последнего дыхания оста­ется верным долгу человека и гражданина. «Что ж, надо было собрать в себе послед­ние силы, чтобы с достоинством встретить смерть... Иначе зачем тогда жизнь? Слиш­ком нелегко дается она человеку, чтобы беззаботно относится к ее концу».

В повести Быкова каждый занял в ряду жертв свое место. Все, кроме Рыбака, про­шли свой смертный путь до конца. Рыбак стал на путь предательства только во имя спасения собственной жизни. Страстное его желание жить почувствовал следова­тель-предатель и, почти не раздумывая, в упор ошеломил Рыбака: «Сохраним жизнь. Будешь служить великой Германии». Он еще не согласился идти в полицаи, а его уже избавили от пыток. Рыбак не хотел умирать и кое-что выболтал следователю. Сотников во время пытки терял сознание, но не сказал ничего. Полицаи в повести

изображены тупыми и свирепыми, следо­ватель — хитрым и жестоким.

Сотников примирился со смертью. Он хотел бы умереть в бою, но это было уже невозможно. Единственное, что ёму оста­валось — определиться в отношении к лю­дям, оказавшимся рядом. Перед казнью Сотников потребовал следователя и за­явил: «Я — партизан, остальные тут ни при чем». Следователь приказал привести Ры­бака, и тот согласился пойти в полицию. Рыбак старался убедить себя, что он не предатель, что убежит.

В последние минуты жизни Сотников нео­жиданно утратил свою уверенность в праве требовать от других того же, чего он требует от себя. Рыбак стал для него не сволочью, а просто старшиной, который как гражданин и человек недобрал чего-то. Сотников не ис­кал сочувствия в толпе, окружавшей место казни. Он не хотел, чтобы о нем плохо дума­ли, и разозлился только на выполнявшего обязанности палача Рыбака. Тот извиняет­ся: «Прости, брат». — «Иди ты к черту!» — следует ответ.

Что случилось с Рыбаком? Он не преодо­лел своей судьбы человека на войне. Он ис­кренне хотел повеситься. Но обстоятельст­ва помешали, и остался шанс выжить. Но как выжить? Начальник полиции полагал, что «подобрал еще одного предателя». Вряд ли начальник полиции видел, что творится в ду­ше этого человека, запутавшегося, но по­трясенного примером Сотникова, который был кристально честным, выполнившим долг человека и гражданина до конца. На­чальник увидел будущее Рыбака в служении оккупантам. Но писатель оставил ему воз­можность иного пути: продолжение борьбы с врагом, возможное признание в своем па­дении товарищам и, в конечном итоге, ис­купление вины.

Произведение проникнуто раздумьями о жизни и смерти, о человеческом долге и гуманизме, которые несовместимы с лю­бым проявлением эгоизма. Углубленный психологический анализ каждого поступка и жеста героев, мимолетной мысли или реплики — одна из самых сильных сторон повести «Сотников».

Папа Римский вручил писателю В. Бы­кову за повесть «Сотников» специальный приз католической церкви. Этот факт го­ворит о том, что в этом произведении подняты общечеловеческие нравствен­ные вопросы. Огромная нравственная си­ла Сотникова состоит в том, что он сумел принять страдания за свой народ, сумел сохранить веру, не поддаться той низмен­ной мысли, которой поддался Рыбак: «Все равно сейчас смерть не имеет смысла, она ничего не изменит». Это не так — страдания за народ, за веру всегда имеют смысл для человечества. Подвиг вселяет нравственную силу в других людей, со­храняет в них веру.

Печать Просмотров: 26377
Версия для компьютеров