Проблематика романа «Горячий снег»

В годы Великой Отечественной войны писа­тель служил артиллеристом, прошел длинный путь от Сталинграда до Чехословакии. Среди книг Юрия Бондарева о войне, «Горячий снег» занимает особое место, в ней автор по-новому решает нравственные вопросы, поставленные еще в его первых повестях - «Батальоны просят огня» и «Последние залпы». Эти три книги о вой­не - целостный и эволюционирующий мир, до­стигший в «Горячем снеге» наибольшей полно­ты и образной силы.

События романа разворачиваются под Ста­линградом, южнее блокированной советскими войсками 6-й армии генерала Паулюса, в холод­ном декабре 1942 года, когда одна из наших ар­мий сдерживала в приволжской степи удар тан­ковых дивизий фельдмаршала Манштейна, ко­торый стремился пробить коридор к армии Паулюса и вывести ее из окружения. От успеха или неуспеха этой операции в значительной степени зависел исход битвы на Волге и, воз­можно, даже сроки окончания самой войны. Время действия ограничено всего несколькими днями, в течение которых герои романа самоот­верженно обороняют крошечный пятачок земли от немецких танков.

В «Горячем снеге» время стиснуто даже плот­нее, чем в повести «Батальоны просят огня». Это недолгий марш выгрузившейся из эшелонов ар­мии генерала Бессонова и бой, так много ре­шивший в судьбе страны; это стылые морозные зори, два дня и две нескончаемые декабрьские ночи. Не знающий передышек и лирических отступлений, будто у автора от постоянного на­пряжения перехвачено дыхание, роман отлича­ется прямотой, непосредственной связью сю­жета с подлинными событиями Великой Отече­ственной войны, с одним из ее решающих моментов. Жизнь и смерть героев романа, сами их судьбы освещаются тревожным светом под­линной истории, в результате чего все обретает особую весомость, значительность.

События на батарее Дроздовского поглощают едва ли не все читательское внимание, дейст­вие сосредоточено по преимуществу вокруг не­большого числа персонажей. Кузнецов, Уханов, Рубин и их товарищи - частица великой армии, они - народ. Герои обладают его лучшими ду­ховными, нравственными чертами.

Этот образ вставшего на войну народа возни­кает перед нами в богатстве и разнообразии ха­рактеров, а вместе с тем и в их целостности. Он не исчерпывается ни образами молодых лейте­нантов - командиров артиллерийских взводов, ни колоритными фигурами солдат - вроде не­много трусливого Чибисова, спокойного и опыт­ного наводчика Евстигнеева или прямолинейно­го и грубого ездового Рубина; ни старшими офицерами, такими, как командир дивизии пол­ковник Деев или командующий армией генерал Бессонов. Только все вместе, при всей разнице чинов и званий, они составляют образ сражаю­щегося народа. Сила и новизна романа заклю­чается в том, что единство это достигнуто как бы само собой, запечатлено без особых усилий ав­тора - живой, движущейся жизнью.

Гибель героев накануне победы, преступная неизбежность смерти заключает в себе высокую трагедийность и вызывает протест против жес­токости войны и развязавших ее сил. Умирают герои «Горячего снега» — санинструктор батареи Зоя Елагина, застенчивый ездовой Сергуненков, член Военного совета Веснин, гибнет Касымов и многие другие...

В романе смерть — это нарушение высшей справедливости и гармонии. Вспомним, как смотрит Кузнецов на убитого Касымова: «Сей­час под головой Касымова лежал снарядный ящик, и юношеское, безусое лицо его, недавно живое, смуглое, ставшее мертвенно-белым, ис­тонченным жуткой красотой смерти, удивленно смотрело влажно-вишневыми полуоткрытыми глазами на свою грудь, на разорванную в кло­чья, иссеченную телогрейку, точно и после смерти не постиг, как же это убило его и почему он так и не смог встать к прицелу».

Еще острее ощущает Кузнецов необратимость потери ездового Сергуненкова. Ведь здесь пол­ностью раскрыта причина его гибели. Кузнецов оказался бессильным свидетелем того, как Дроздовский послал на верную смерть Сергуненкова, и он уже знает, что навсегда проклянет себя за то, что видел, присутствовал, а изменить ничего не сумел.

В «Горячем снеге» все человеческое в людях, их характеры раскрываются именно на войне, в зависимости с нею, под ее огнем, когда, ка­жется, и головы не поднять. Хроника сражения не расскажет о его участниках — бой в «Горячем снеге?> нельзя отделить от судеб и характеров людей.

Важно прошлое персонажей романа. У иных оно почти безоблачно, у других так сложно и драматично, что не остается позади, отодви­нутая войной, а сопровождает человека и в сра­жении юго-западнее Сталинграда. События прошлого определили военную судьбу Уханова: одаренный, полный энергии офицер, которому бы и командовать батареей, но он только сер­жант. Крутой, мятежный характер Уханова опре­деляет и его жизненный путь. Прошлые беды Чибисова, едва не сломившие его (он провел несколько месяцев в немецком плену), отозва­лись в нем страхом и многое определяют в его поведении. Так или иначе в романе проскальзы­вает прошлое и Зои Елагиной, и Касымова, и Сергуненкова, и нелюдимого Рубина, чью отвагу и верность солдатскому долгу мы сумеем оце­нить только в самом конце.

Особенно важно в романе прошлое генерала Бессонова. Мысль о сыне, попавшем в немецкий плен, затрудняет его действия и в Ставке, и на фронте. А когда фашистская листовка, сообщаю­щая о том, что сын Бессонова попал в плен, попа­дает в контрразведку фронта, в руки подполков­ника Осина, кажется, что возникла угроза и для служебного положения генерала.

Наверное, самое главное человеческое чувст­во в романе — это возникающая между Кузне­цовым и Зоей любовь. Война, ее жестокость и кровь, ее сроки, опрокидывающие привычные представления о времени, — именно она спо­собствовала столь стремительному развитию этой любви, когда нет времени для размышле­ний и анализа своих чувств. И начинается все это с тихой, непонятной ревности Кузнецова к Дроздовскому. А вскоре — так мало времени проходит — он уже горько оплакивает погибшую Зою, и именно отсюда взято название романа, как бы подчеркивая самое важное для автора: когда Кузнецов вытирал мокрое от слез лицо, «снег на рукаве ватника был горячим от его слез».

Обманувшись поначалу в лейтенанте Дроздовском, лучшем тогда курсанте, Зоя на протяжении всего романа открывается нам как личность нравственная, цельная, готовая на самопожерт­вование, способная прочувствовать всем своим сердцем боль и страдания многих. Она проходит через множество испытаний. Но ее доброты, ее терпения и участия достает на всех, она воистину сестра солдатам. Образ Зои как-то незаметно наполнил атмосферу книги, ее главные события, ее суровую, жестокую реальность женской лас­кой и нежностью.

Один из важнейших конфликтов в романе — конфликт между Кузнецовым и Дроздовским. Это­му отдано немало места, он обнажается очень резко и легко прослеживается от начала до конца. Поначалу напряженность, корни которой еще в предыстории романа; несогласуемость характе­ров, манер, темпераментов, даже стиля речи: мяг­кому, раздумчивому Кузнецову, кажется, трудно выносить отрывистую, командную, непререкае­мую речь Дроздовского. Долгие часы сражения, бессмысленная гибель Сергуненкова, смертель­ное ранение Зои, в котором отчасти повинен Дроздовский, — все это образует пропасть между двумя молодыми офицерами, их нравственную несовместимость.

В финале пропасть эта обозначается еще рез­че: четверо уцелевших артиллеристов освяща­ют в солдатском котелке только что полученные ордена, и глоток, который каждый из них сдела­ет, это прежде всего глоток поминальный — в нем горечь и горе утрат. Орден получил и Дроздовский, ведь для Бессонова, который наградил его, — он уцелевший, раненый командир высто­явшей батареи, генерал не знает о его вине и, скорее всего, никогда не узнает. В этом тоже реальность войны. Но недаром писатель остав­ляет Дроздовского в стороне от собравшихся у солдатского котелка.

Наибольшей высоты этическая, философская мысль романа, а также его эмоциональная на­пряженность достигает в финале, когда проис­ходит неожиданное сближение Бессонова и Кузнецова. Это сближение без непосредствен­ной близости: Бессонов наградил своего офи­цера наравне с другими и двинулся дальше. Для него Кузнецов всего лишь один из тех, кто насмерть стоял на рубеже реки Мышкова. Их близость оказывается более важной: это бли­зость мысли, духа, взгляда на жизнь. Например, потрясенный гибелью Веснина, Бессонов винит себя в том, что из-за своей необщительности и подозрительности он помешал дружбе между ними («такими, как хотел Веснин, и какими они должны быть»). Или Кузнецов, который ничем не мог помочь гибнущему на его глазах расчету Чубарикова, терзающийся пронзительной мыслью о том, что все это, «казалось, должно было про­изойти потому, что он не успел сблизиться с ни­ми, понять каждого, полюбить...».

Разделенные несоразмерностью обязаннос­тей, лейтенант Кузнецов и командующий армией генерал Бессонов движутся к одной цели — не только военной, но и духовной. Ничего не подо­зревая о мыслях друг друга, они думают об од­ном и том же, ищут одну истину. Оба требова­тельно спрашивают себя о цели жизни и о соот­ветствии ей своих поступков и устремлений. Их разделяет возраст и роднит, как отца с сыном, а то и как брата с братом, любовь к Родине и при­надлежность к народу и к человечеству в высшем смысле этих слов.

Печать Просмотров: 28659
Версия для компьютеров