Религия как способ разрешения нравственных проблем в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

Среди важнейших вопросов, поставленных русской мыслью в XIX веке, вопрос о религии занимает особое место. Для Достоевского, человека глубоко религиозного, смысл жизни заключался в постижении христианских идеа­лов любви к ближнему. В «Преступлении и на­казании» автор изобразил человеческую ду­шу, прошедшую через страдания и ошибки к постижению истины. В XIX веке стали терять позиции прежние христианские аксиомы, все они предстали перед обществом в виде во­просов, требующих безотлагательного реше­ния. Но сама насущность этих вопросов, самосознание, что от ответа на них зависит даль­нейшая судьба и всего человечества, и каж­дого человека, ясно показали, что усомнив­шемуся человечеству нужно было лишь убе­диться в истинности своей прежней веры. Достоевский хорошо это осознавал, что ока­зало немалое влияние на его творчество, ведь предшественники Достоевского никогда так ясно, как он в романе «Преступление и на­казание», не ставили вопрос о нравственнос­ти человека.

Центральной проблемой романа Достоев­ского «Преступление и наказание» является объяснение причин преступления Раскольникова. Почему образованный, добрый и совест­ливый молодой человек совершил зверское убийство старухи-процентщицы и ее сестри­цы Лизаветы? Причем даже на каторге не ис­пытывает раскаяния в содеянном, хотя и явил­ся с повинной. Литературоведы-марксисты предлагали много длинных и замысловатых объяснений по этому поводу. Однако ответ, даваемый и этим романом, и самой личнос­тью автора, и всеми духовными исканиями Достоевского, очень прост. Причину раскольниковского поступка автор видит в том, что бывший студент не верует в Бога. Поэтому и убил. Конечно, столь лаконичной формули­ровки ответа нет в тексте романа, но весь художественный строй произведения, счита­ющегося самым совершенным творением До­стоевского, многочисленные намеки и раска­выченные цитаты из Священного Писания, скрытые евангельские образы — все утверж­дает именно эту неожиданно простую и неза­мысловатую истину. Ведь Бог — это не только мифический владыка небесный. Бог обозна­чает принятие человеком непреложного зако­на любви, добра и красоты. Раскольников, как мы знаем, атеист. В этом смысл фамилии ге­роя: он от Бога и божьего мира откололся. Есть и еще один смысл. Он скрыт в самом ору­дии убийства — топоре, к которому звали Русь в своих прокламациях революционные демо­краты во главе с Чернышевским, т. е. к крова­вому и беспощадному бунту. Его Раскольников не стал дожидаться и совершил свой бунт, ору­дие для него он выбрал в соответствии с духом времени, с призывами самых передовых тогда политических сил. Раскольников — студент-шестидесятник, из передовых кругов, близких к нигилистам, к «новым» людям. Таков и его друг Разумихин, но обоих не во всем устраи­вают идем и методы «учебника жизни», остав­ленного репрессированным Чернышевским — романа «Что делать?». Каждый из друзей ищет свой путь.

Родион Раскольников, отзывчивый, добрый по натуре человек, тяжело переживает чужую боль и всегда помогает людям, даже если ставит под угрозу свое дальнейшее сущест­вование. Он необыкновенно умен, талантлив, терпелив, но вместе с тем горд, малообщите­лен и очень одинок. Что же заставило, что по­будило этого доброго, умного, бескорыстно­го человека пойти на убийство, совершить тяжкий грех?

Кажется, у такого человека и мотива к убий­ству никогда не возникнет. Но постоянно уязвимая гордость Раскольникова мучает его, и тогда он решается на убийство, чтобы бросить вызов окружающим и доказать се­бе, что он не «тварь дрожащая», а «право имеет». Этот человек много вытерпел и вы­страдал; Раскольников беден, и его гордость была задета тем, что он питался объедками, прятался от хозяйки, которой долго не пла­тил за свою убогую каморку. В этой нищен­ской комнате и родилась чудовищная теория преступления.

Автор тщательно описывает ее зарождение. Раскольников спрашивает себя: «Тварь ли я дрожащая или право имею?» Он долго размыш­ляет, к какому разряду людей принадлежит сам, однако после совершенного преступления вдруг осознает, что не соответствует своей тео­рии, так как совесть не дает ему покоя.

Достоевский, разумеется, не согласен с философией своего героя, и автор заставля­ет Раскольникова в ней разубедиться. Рас­сматривая с христианской точки зрения со­вершенное злодейство, автор выделяет в нем в первую очередь факт преступления нравст­венных законов, а не юридических. По хрис­тианским понятиям Родион Раскольников — глубоко грешный человек. Имеется в виду не грех убийства, а грех гордыни, нелюбви к лю­дям, мысли о том, что все — «твари дрожа­щие», а он, возможно, «право имеющий», из­бранный.

Как же Раскольников смог постичь ошибоч­ность собственной теории и возродиться к новой жизни? Безусловно, он совершил пре­ступление, жестокое преступление, но разве он не страдает из-за этого? Раскольников становится жертвой своего преступления: «Я себя убил, а не старушонку». Хотя, согласно морали, убитая старушонка, вызывающая чувство страха и отвращения, тоже имела право на жизнь, однако жизнь ее ничего не стоила. «Это была крошечная, сухая стару­шонка, лет шестидесяти, с вострыми и злыми глазками, с маленьким вострым носом и про­стоволосая», — вот так ее описывает Досто­евский. Согласитесь, очень похожа на пуш­кинскую «Пиковую даму». Раскольников при­шел к убеждению, что «на общих весах жизнь этой чахоточной, глупой и злой старушонки» значит «не более как жизнь вши», поэтому он решил избавить окружающих от безжалост­ной старухи. Но он не задумывается над тем, что одно преступление влечет за собой другое незави­симо от того, какого человека убили, «тварь ли дрожащую» или «право имеющую». Так случи­лось и с Раскольниковым. Убив никчемную ста­руху, он лишил жизни человека, который вызы­вает у читателя жалость и по сути ни в чем не провинился перед человечеством.

Итак, мы видим, что Раскольников — это не просто преступник, а жертва своего же пре­ступления. Душа его болела, и с этой болью он никак не мог справиться, пока не нашел в мире человека, способного понять его и помочь. Именно с появлением в жизни Раскольникова Сони в нем побеждает чувство жалости. Жа­лость охватывает его при мысли, что он «при­шел мучить» Соню; он не хочет страдания, но хочет счастья. Особенно его поражает сми­рение, с которым она от него принимает стра­дание: «После службы Раскольников подошел к Соне, та вдруг взяла его за обе руки и прикло­нила к его плечу голову. Этот короткий жест по­разил Раскольникова недоумением, даже странно было: «Как? Ни малейшего омерзения к нему, ни малейшего содрогания в ее руке! Это уж была какая-то бесконечность собственного уничижения... Ему стало ужасно тяжело». В сущности отношение Сони к Раскольникову — это отношение Бога к человеку, т. е. всепроще­ние. Соня жалеет Раскольникова и именно по­этому прощает ему. Она вернула Родиона к ис­тине, направила его на верный путь, помогла увидеть мир иным, а это в свою очередь помог­ло Раскольникову обрести веру.

Вся жизнь Сони Мармеладовой является са­мопожертвованием. Силой своей любви, спо­собностью претерпеть любые муки она возвы­шает Раскольникова до себя, помогает ему превозмочь самого себя и воскреснуть. Эта ге­роиня олицетворяет начало жалости для Раскольникова: «...Он вдруг увидел, что это прини­женное существо до того уже принижено, что ему вдруг стало жалко. Когда же она сделала было движение убежать от страха, в нем что-то как бы перевернулось».

Достоевский изначально признает абсолют­ность человеческого «я», духовное достоинст­во и свободу всякого, даже самого забитого и ничтожного человека. Это достоинство про­является в смирении перед страданием, посы­лаемым Богом. «Благодарю тебя, боже, за все, и за гнев твой, и за милость твою!» — воскли­цает один из героев «Униженных и оскорблен­ных». Достоевскому открылась способность слабого человека на духовный подвиг.

Итак, роман Достоевского «Преступление и наказание» — произведение, в котором ре­лигия является способом разрешения нрав­ственных проблем. «Не убий», — гласит запо­ведь Христа. «Возлюби ближнего твоего, как самого себя», и тогда тебе, как и Раскольникову, откроется истина, познать которую мож­но, только пройдя через страдания и лише­ния. Люди, чтобы их любили, должны стать, как Бог, чистыми, преисполненными мило­сердия. «Душа хочет любить только прекрас­ное», и люди должны стать прекрасными, все уродливое в них должно уничтожиться. Лю­бить людей можно, только веруя в их преоб­ражение, веруя в Бога. В этом и заключается сущность романа Достоевского «Преступле­ние и наказание».

Печать Просмотров: 11283
Версия для компьютеров