Русский пейзаж в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»
Пушкин писал роман «Евгений Онегин» более семи лет. Это отдельный период в жизни великого поэта. В талантливом и искреннем романе современники Пушкина узнали самих себя и своих знакомых, всю окружающую жизнь, столицу, деревню, соседей-помещиков и крепостных рабов. Они услышали живую, разговорную русскую речь, ощутили, как великолепна русская природа.
Изображая пейзаж, чуткий и тонкий ценитель красоты в каждой картине находит нечто особенное. Пейзаж у Пушкина не бесчувственный, он наполнен особым смыслом. Он пишет: «Иные нужны мне картины люблю песчаный косогор, перед избушкой две рябины, калитку, сломанный забор...»
Уже в первых главах «Евгения Онегина» представлена столица и отношение к ней самого автора. «Онегин, добрый мой приятель, родился на брегах Невы, где, может быть, родились вы или блистали, мой читатель. Там некогда гулял и я, но вреден север для меня!» Этой небольшой ремаркой Пушкин иронично намекает на свою ссылку, в которую он отправился не по своей охоте. Море, буйная стихия вдохновляют поэта:
Я помню море пред грозою:
Как я завидовал волнам,
Бегущим бурною чредою,
С любовью лечь к моим ногам.
Не таков Онегин. Он вырос в Петербурге, не был на юге, природа быстро надоедает ему, как и все на свете. Попав в деревню, Онегин только первые два дня восхищается переменой в его жизни, а потом снова хандрит. Пушкин пишет: «Два дня ему казались новы уединенные поля, прохлада сумрачной дубровы, журчанье тихого ручья. На третий роща, холм и поле его не занимали боле, потом уж наводили сон, потом увидел ясно он, что и в деревне скука та же». Выросший в свете, который успел своим ядом отравить его, Онегин не был поэтически тонкой натурой, как Ленский, он был ценителем женской красоты, но часто красота внешняя не соответствовала красоте внутренней, поэтому Онегин, развратившись и пресытившись любовью, быстро остывал. Ум его требовал пищи, но душа его молчала.
Пушкин, как никто другой, тонко чувствует тишину, природу, сливаясь с ней целиком. Самые счастливые творческие мгновения дала ему природа. Поэт грустит о несостоявшейся мечте, когда пишет: «Я был рожден для жизни мирной, для деревенской тишины: в глуши звучнее голос лиры, живее творческие сны». И продолжает: «Цветы, любовь, деревня, праздность. Поля! Я предан вам душой. Всегда я рад заметить разность между Онегиным и мной».
Татьяна близка Пушкину тем, что тонко воспринимает красоту полей, лесов, она «дитя природы». Многие писатели заметили, что девушки, выросшие в глухой провинции, более восприимчивы к красоте. «Деревня, где скучал Евгений, была прелестный уголок», а Татьяна жила рядом, среди красот русской природы, где «стада бродили по лугам» и «сени расширял густые огромный, запущенный сад». Казалось бы, Ленский более близок Татьяне, он мог бы понять ее. Пушкин пишет о Ленском: «Он рощи полюбил густые, уединенье, тишину, и ночь, и звезды, и луну». Это все очень понятно Татьяне, она воспитана на этом романтизме и мечтательности.
Но Ленский увлекается Ольгой, он приписывает ей несуществующие достоинства. Мила, прелестна, но не более того. Внутренне пустая и недалекая, она казалась Ленскому прекрасной. Он видел в ней то, что ему хотелось видеть. «Невинной прелести полна, она цвела, как ландыш потаенный, не знаемый в траве глухой ни мотыльками, ни пчелой». Деревенская природа: весна, осень, зима, — изображена глазами Татьяны.
Поэтические картины природы в «Евгении Онегине» просто великолепны: «Как грустно мне твое явленье, весна, весна! Пора любви! Какое томное волненье в моей душе, в моей крови». Лирические отступления помогают нам лучше понять героев и эпоху, личность самого автора, почувствовать красоту мира, ощутить полноту жизни. Белинский очень точно заметил, что Пушкин отразил лучший тип русского национального характера своей эпохи.
Пейзаж в романе — это не просто лирические отступления, он помогает автору создать психологически верные портреты героев, донести до нас дух времени. В «Евгении Онегине» Пушкин писал о себе, о своих чувствах, о своей Родине, где страдал и любил, где набирался творческих сил.
Говоря об идейном значении реалистического пейзажа Пушкина, критик Томошевский, написавший ряд замечательных работ о поэте, отметил, что «точность описаний, отказ от жеманства, правдивость отличает поэзию Пушкина и ставит ее в первый ряд по грандиозности изображения русской природы».
Писали до Пушкина и после Пушкина, но соперничать с ним не может никто. Пушкин — гений, об этом знает весь мир.
Просмотров: 9383