«Сатира провожает в царство теней все отжившее» (М. Е. Салтыков-Щедрин)

Человечество, смеясь, расстается
со своим прошлым.
                                    Карл Маркс

Человеческое общество, неважно, на какой ступени развития оно находится, характеризуется не только уровнем культуры и экономики, но также своими пороками и недостатками. Причем изъяны могут быть обусловлены не только сложившимися устоями, но и такими вечными проблемами, как борьба добра и зла, взаимоотношения между людьми и многими другими, издавна волновавшими человека. И нет ничего удивительного в том, что рано или поздно из толпы выделяются люди, избравшие своим призванием борьбу с силами зла, обличение изъянов сложившихся в обществе отношений. Такими людьми представляются мне писатели-сатирики, заставляющие человека смеяться и задумываться над насущными проблемами, над жизнью.

Прекрасными образцами сатиры стали веселые сказки и небылицы, заразительно смешные частушки, анекдоты, басни, различные сказания и легенды. Причем по прошествии времени искусство сложения сатирических произведений обрастало опытом, оттачивалось, отшлифовывалось. И я считаю: наибольший расцвет русской литературы в жанре сатиры и юмора произошел в конце XIX — начале XX веков. Такой взлет был обусловлен уже достаточно сформировавшимся сознанием народа.

Одним из лучших, одним из талантливейших русских писателей-сатириков XIX столетия является Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Продолжая традиции русских народных сказок, басен и небылиц, он создал особый жанр политической сказки, где органично сочетаются вымысел и конкретная действительность. В таких известных его произведениях, как «История одного города», «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», разоблачаются глупые, алчные, жадные правители царской России. В рассказах «Дикий помещик», «Коняга» поднимается вопрос бедственного положения крестьян, жестокости и самодурства помещиков-крепостников. Автор всей душой ненавидит Иудушек Головлевых; беспощадно клеймит позором «премудрых пескарей» и всех паразитов, кто «жил — дрожал, и умирал дрожал»; высмеивает безропотно подчиняющихся самоотверженных зайцев; горюет над забитым мужиком, позволяющим себя привязывать к дереву, как собаку. Используя эзопов язык (сравнение людей с птицами, рыбами, зверями), гиперболы, прибегая к гротеску (невероятные, удивительные последствия каприза одного помещика), внося в рассказы элементы фантастики (попадание двух генералов на необитаемый остров), Щедрин помогает читателю разглядеть пороки под маской лицемерия, призывает подняться на борьбу со злыми силами «темного царства». «Неизменным предметом моей литературной деятельности был протест против произвола, двоедушия, лганья, хищничества, предательства, пустомыслия» — так писал о себе сатирик. Юмор Салтыкова-Щедрина был настолько острым, сатира — суровой, сарказм — едким и язвительным, что ни один человек не мог остаться равнодушным к его произведениям и рано или поздно задумывался над вопросами, поставленными в рассказах. Истинной целью писателя было показать людям все недостатки и пороки общества головлевых, урес-кучум-кильдибаевых, сложившегося в России, которую он любил «до боли сердечной», патриотом которой он был.

Нельзя получить полноценное представление О русской сатирической литературе не рассмотрев творчество А. П. Чехова. Его произведения являют редкий контраст с рассказами Салтыкова-Щедрина, хотя и преследуют те же цели: заставить читателя задуматься над жизнью, заставить взглянуть его на себя и на общество со стороны. Лишь в рассказах Антоши Чехонте (псевдоним Антона Павловича в ранних произведениях) можно заметить открытую шутку.
Творения зрелого Чехова зачастую печальны и мрачны. «Певцом сумерек» называли писателя критики. Тоска и тяжелые думы, нахлынувшие с первых строк, не отступают до конца. Как же так: сатира — и вдруг не смешно! Но пусть читатель ни разу не улыбнется, читая «Маленькую трилогию»; пусть смахнет слезу, отложив в сторону « Ваньку», зато он уже никогда не станет равнодушно взирать на несправедливость. И если он, сделав правильные выводы, поднимется на борьбу за дело добра и правды, значит, не зря творили Чехов, Салтыков-Щедрин, а также многие другие талантливые писатели-сати-рики.

В начале XX века произошел крутой поворот в развитии России. Далеко не гладко складывалась жизнь молодой советской республики. Многие изъяны прошлой жизни не только перекочевали в социалистическое общество из царской России, но и прекрасно в нем прижились. «Не дать закрепиться в новой жизни пережиткам прошлого!» — под таким девизом поднялись писатели-сатирики на борьбу с пороками.

Романы «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок», написанные молодыми авторами И. Ильфом и Е. Петровым, явились прекрасными сатирическими произведениями, высмеивающими невежество, грубость, равнодушие, лицемерие, хамство, консерватизм, встречающиеся на каждом шагу. Главный герой обоих романов — молодой человек, жулик по натуре, однако человек, безусловно, одаренный от природы, пользуется общей безграмотностью. Этому профессиональному жулику присуще огромное чувство юмора, помогающее успешно бороться с бюрократизмом, чинопочитанием, пошлостью и грубостью окружающего общества. Остап Бендер — типичный сатирический персонаж, следя за похождениями которого читатель смеялся над собой, учился подмечать дурное и противостоять ему. Благодаря захватывающему сюжету, остроумию и находчивости главного героя, эти романы и по сей день пользуются успехом, помогают бороться с недостатками. Но некоторые очень скептически относились к подобному методу искоренения пороков. Однажды к Ильфу и Петрову обратился некий строгий гражданин: «Скажите, почему вы пишете смешно? Что за смешки в реконструктивный период? Смеяться грешно! Да, смеяться нельзя! И улыбаться нельзя! Когда я вижу эту жизнь, эти сдвиги, мне не хочется улыбаться, мне молиться хочется!»

И в наши дни, к сожалению, остались такие ценители, считающие, что сатира и юмор — пустая трата времени, отрывающая людей от серьезных дел. Но именно смеясь мы видим те стороны жизни, те пороки и изъяны, которые зачастую не замечаем в круговороте жизни. Например, современные писатели-юмористы: Семен Альтов, Михаил Задорнов, Аркадий Арканов, Михаил Жванецкий и многие другие -высмеивают пороки, появившиеся или ставшие более заметными в последние годы.. Причем материалы они черпают в жизни, в обыденной суете. «Вы смешите меня, а потом этим же я смешу вас», — сказал однажды М. Жванецкий. Слова эти уже знакомы нам по комедии Гоголя «Ревизор»: «Чему смеетесь? — над собою смеетесь! »

В этом и есть великая сила сатиры: сквозь смех способствовать искоренению живучих людских пороков, которым давно уже пора уйти в царство теней, но которые, видимо, еще долго не покинут человечество.





Печать Просмотров: 7343
Версия для компьютеров