Сатирические произведения В. В. Маяковского

Сатирические произведения В. Маяковский создавал на всех этапах своего творчества. Известно, что в ранние годы он сотрудничал в журналах «Сатириков» и «Новый сатириков», а в своей автобиографии «Я сам» под датой «1928», то есть за два года до смерти, напи­сал: «Пишу поэму «Плохо» в противовес поэме 1927 года «Хорошо». Правда, это произведе­ние поэт так и не написал, но сатире отдавал дань и в стихах, и в пьесах. Ее темы, образы, направленность, пафос менялись.

В ранней поэзии В. Маяковского сатира проникнута прежде всего пафосом антибур­жуазности, причем он носит романтический характер. Возникает традиционный для ро­мантической поэзии конфликт творческой личности, авторского «я» — бунт, одиночест­во (недаром часто стихи раннего В. Маяков­ского сравнивают с лермонтовскими), жела­ние дразнить, раздражать богатых и сытых, иными словами, эпатировать их.

Для литературного течения, к которому при­надлежал молодой автор, — футуризма — это было типично. Чуждая обывательская среда изображалась сатирически. Поэт рисует ее как бездуховную, погруженную в мир низменных интересов, в мир вещей:

Вот вы, мужчинау вас в усах капуста

Где-то   недокушанных,     недоеденных  щей;

Вот вы, женщина, на вас белила густо,

Вы смотрите устрицей из раковин вещей.

Уже в ранней сатирической поэзии В. Мая­ковский использует весь арсенал традицион­ных для поэзии, для сатирической литературы, которой столь богата русская культура, ху­дожественных средств. Так, он использует иронию в самих названиях целого ряда произ­ведений, которые поэт обозначил как «гимны»: «Гимн судье», «Гимн ученому», «Гимн критику», «Гимн обеду». Как известно, гимн — это торже­ственная песнь. У Маяковского же — это злая сатира. Его герои — это судьи, унылые люди, которые сами не умеют радоваться жизни и за­вещают это другим, стремятся все регламен­тировать, сделать бесцветным и унылым. Мес­то действия этих произведений — Перу, но все понимают, о какой стране на самом деле идет речь. Особенно яркий сатирический пафос слышится в «Гимне обеду». Герои стихотворе­ния — те самые сытые, которые обретают зна­чение символа буржуазности. В стихотворе­нии используется прием, который в литерату­роведении называется «синекдоха»: вместо целого называется его часть. В «Гимне обеду» вместо человека действует желудок:

Желудок  в   панаме!

Тебя ль заразят

Величием   смерти для   новой   эры?!

Желудку ничем   болеть   нельзя,

Кроме   аппендицита   и холеры!

Своеобразным поворотным моментом в са­тирическом творчестве В. Маяковского стала сочиненная им в октябре 1917 года частушка:

Ешь   ананасы,   рябчиков жуй,

День   твой последний приходит,    буржуй.

Здесь соединяются и ранний романтический поэт, и литератор, поставивший свое творче­ство на службу новой власти. Эти отношения — поэт и новая власть — складывались далеко не просто, это отдельная тема, но одно несо­мненно — бунтарь и футурист В. Маяковский искренне поверил в революцию. В автобио­графии он писал: «Принимать или не прини­мать? Такого вопроса для меня (и для других москвичей-футуристов) не было. Моя рево­люция».

Сатирическая направленность поэзии В. Ма­яковского меняется. Во-первых, ее героями становятся враги революции. Эта тема на дол­гие годы стала важной для поэта, она дала ос­нову его творчеству. В первые годы после ре­волюции это стихи, которые составляли «Окна РОСТА», то есть Российского телеграфного агентства, выпускающего агитационные пла­каты на злобу дня. В. Маяковский принимал участие в их создании и как поэт, и как худож­ник — к многим стихотворениям прилагались рисунки, вернее, то и другое создавалось как единое целое в традиции народных карти­нок — лубков. В «Окнах РОСТА» В. Маяковский использует такие сатирические приемы, как гротеск, гипербола, пародия, — так, некото­рые надписи создаются на размеры известных песен, например, «Во Францию два гренаде­ра» или известной по шаляпинскому исполне­нию «Блохи». Персонажи их — белые генера­лы, несознательные рабочие и крестьяне, бур­жуи — непременно в цилиндре и с толстым животом.

К новой жизни Маяковский предъявляет мак­сималистские требования, поэтому многие его стихи показывают ее пороки. Так, большую из­вестность приобрели сатирические стихотво­рения «О дряни», «Прозаседавшиеся». По­следнее создает гротескную картину того, как новые чиновники бесконечно заседают, хотя на фоне того, что мы знаем о деятельности тогдашних властей в России, этот их недоста­ток выглядит довольно безобидно. В «Проза­седавшихся» возникает гротескная картина. В том, что сидят «людей половины», не только реализация метафоры — люди разрываются пополам, чтобы всюду успеть, — но и сама це­на таких заседаний.

В стихотворении «О дряни» к В. Маяковско­му словно бы возвращается прежний анти­обывательский пафос. Достаточно безобид­ные детали быта вроде канарейки или самова­ра приобретают звучание зловещих символов нового мещанства. В финале стихотворения возникает гротескная картина — традицион­ный для литературы образ оживающего порт­рета, на этот раз портрета Маркса, который выступает с довольно странным, на первый взгляд, призывом свернуть головы канарей­кам. Но из контекста всего стихотворения мы понимаем, что канарейки — это символ, обоб­щенный образ.

Менее известны сатирические произведе­ния В. Маяковского, в которых он выступает не с позиции воинствующей революционнос­ти, а просто опираясь на здравый смысл. Од­но из таких стихотворений — «Стихотворение о Мясницкой, о бабе и о всероссийском мас­штабе».

Здесь революционное стремление к глобаль­ной переделке мира приходит в прямое проти­воречие с обыденными интересами рядового человека. Бабе, которой «грязью обдало рыло» на непролазной Мясницкой улице, нет дела до глобальных перемен. В этом стихотворении современный читатель может услышать пе­рекличку с полными житейского опыта реча­ми профессора Преображенского из повести М. Булгакова «Собачье сердце». Таким же здравым смыслом пронизаны сатирические стихи В. Маяковского о страсти новых властей всем и всему давать имена героев — так, в сти­хотворении «Ужасающая фамильярность» по­являются придуманные поэтом, но вполне правдоподобные «Гребенки Мейерхольд» или «Собака имени Полкан».

В 1926 году В. Маяковский написал стихо­творение «Строго воспрещается»:

Погода такая, что маю впору.

Май ерундаНастоящее лето.

Радуешься   всему:    носильщику,    контролеру билетов.

Руку  само   подымает перо, и   сердце   вскипает  песенным даром.

В рай готов расписать перрон Краснодара.

Тут бы запеть  соловью-трелеру.

 Настроение  китайская  чайница!

И вдруг на стене:

Задавать вопросы контролеру строго воспрещается!

И  сразу сердце  за   удила. Соловьев  камнями  с ветки.

А хочется спросить: Ну, как дела?

Как здоровьице

Как детки?  

Прошел я,   глаза к земле низя, только   подхихикнул,   ища  покровительства,

И хочется задать вопрос, а нельзя — еще  обидится  правительство!

В стихотворении происходит столкновение естественных человеческих чувств, настроений, с казенщиной, с канцелярской системой, в ко­торой все регламентировано, строго подчине­но правилам, осложняющим людям жизнь. Не случайно стихотворение начинается весен­ней картиной, которая должна рождать радост­ное настроение: самые обыденные явления, вроде перрона вокзала, вызывают вдохно­вение. В. Маяковский находит удивительное сравнение: «Настроение — китайская чайни­ца!». Сразу же рождается ощущение чего-то радостного, праздничного. И все это перечер­кивает строгий канцеляризм. Поэт с порази­тельной психологической точностью передает ощущение человека, который становится пред­метом строгого запрета — он делается прини­женным, уже не смеется, а «подхихикивает, ища покровительства». Стихотворение написа­но характерным для творчества В. Маяковского тоническим стихом, и, что типично для поэти­ческого языка художника, в нем «работают» рифмы. Так, самое веселое слово — «чайни­ца» - рифмуется с глаголом «воспрещается» из убогой казенной лексики. Использует здесь поэт и характерные для его творчества неоло­гизмы: трелеру, низя — деепричастие от несу­ществующего «низить». Они активно работают на раскрытие художественного смысла. Лири­ческий герой этого произведения не оратор, не борец, а прежде всего человек с его естест­венными чувствами, неуместными там, где все подчинено строгому регламенту.

Сатирические стихи В. Маяковского совре­менно звучат и сегодня.

Печать Просмотров: 6890
Версия для компьютеров