Сочинение на тему: Образ доктора Старцева в рассказе А. П. Чехова «Ионыч»

Образ доктора Старцева в рассказе Антона Павловича Чехова «Ионыч» является неоднозначным, как и многие другие характеры, появляющиеся на страницах сатири­ческих произведений писателя. Чехов старался уделять максимально возможное внимание психологической ха­рактеристике персонажей, причем для этого ему вовсе не обязательно было подробно и в деталях описывать все мельчайшие переживания или душевные метания че­ловека. Наоборот, живые, словно набросанные быстрой и точной кистью художника, портреты героев чеховских рассказов удивительно ярко и объемно, рождаются из не­больших штрихов и акцентов, мастерски расставленных автором. Описывая окружение доктора Старцева в рас­сказе «Ионыч», Чехов дает нам понять, на каком фоне происходила эволюция героя. Скучные и постные, не на­деленные никаким особенным талантом люди из окруже­ния Старцева (яркий пример — семья Туркиных) конт­растируют с молодым, энергичным, эмоциональным до­ктором. Несмотря на то, что каждый член семьи Турки­ных старается подчеркнуть собственную неординарность, их обыденность и пошлость только сильнее бросаются в глаза.

Что же сам Старцев? В начале повествования он от­личается от многих людей своего круга мечтательнос­тью, активной жизненной позицией, интересом к жизни. Старцев — молодой и перспективный земский врач, че­ловек искренний и увлекающийся. Герою присущ и трез­вый, рациональный взгляд на вещи, которые его окру­жают (в частности, перед тем, как сделать предложение руки и сердца своей избраннице Екатерине Иванове, он весьма трезво оценивает перспективы такого союза). Но Старцев еще молод, чувствителен, эмоционален, поэтому доводы рассудка отходят на второй план — и он все-таки делает предложение. Но отказ Екатерины Ивановны, ко­торая настолько уверена в глубине и силе своего таланта, что не желает видеть очевидных фактов (читателю уже становится понятно, что пианистка из этой дамы может получиться весьма посредственная), выбивает Старцева из колеи. Он на несколько дней погружается в пучину страданий, а потом теряет интерес к жизни — к той жиз­ни, которую вел до этого, к жизни насыщенной и яр­кой, эмоциональной и пылкой. Вскоре доктор Старцев из интересного и увлекающегося человека превращается в замкнутого, необщительного, жадного, ленивого «поля­ка надутого», как его называют окружающие. Меняется и внешний вид героя — он становится обрюзгшим и рас­плывшимся.

Трагедия доктора Старцева заключается в том, что его жизнь прошла практически впустую, не принося особой радости ни ему, ни окружающим его людям. Он сам за­мечает, что «опускается», ленится, становится скучным и инертным человеком, обывателем в самом худшем смысле этого слова, но не имеет ни сил, ни стимула для того, чтобы с этим бороться. Что может быть трагичнее, чем деградация человека, осознаваемая им самим?

Печать Просмотров: 15702
Версия для компьютеров