Сочинение на тему: Образ «вечного студента» Трофимова в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад»

Последней пьесе, написанной Антоном Павловичем Чеховым, судилось стать одним из наиболее известных его произведений. Образы, созданные писателем, оказа­лись настолько яркими, что герои Чехова многими чита­телями воспринимаются почти как утрированные, типи­зированные персонажи той эпохи — эпохи отживающего дворянства и начала нового этапа в жизни России. В то же время, несмотря на колоритность и комичность централь­ных персонажей пьесы «Вишневый сад», все они кажутся людьми, достойными жалости. Сказать, что какой-то из персонажей является однозначно и всесторонне положи­тельным, сложно — настолько объемны образы, прорисо­ванные Чеховым. Сам автор с изрядной долей симпатии относится к «вечному студенту» Пете Трофимову. Но мо­жем ли мы сказать, что Трофимов — однозначно положи­тельный персонаж?

Да, на первый взгляд он кажется таковым. Трофи­мов — это персонаж, олицетворяющий в некотором роде «прощание» со старым миром — миром барина и его крепостных; со старой жизнью — архаичной, отживаю­щей, кажущейся нелепой и громоздкой. Яркими пред­ставителями «той», старой эпохи становятся Раневская

и Гаев. По сравнению с ними Петя Трофимов с его демок­ратическими лозунгами и призывами к новой, лучшей, более правильной и достойной жизни кажется практи­чески вестником новой эпохи и представителем актив­ной, решительно настроенной молодежи, стремящейся ликвидировать старые порядки и «живущих в долг», по словам Трофимова, помещиков. Он призывает к поло­жительным и кардинальным переменам в жизни обще­ства, подчеркивая своими емкими репликами важность ежедневного труда, образования, взаимопомощи и вза­имопонимания. Он говорит о том, что рано или поздно Россия будет другой, и вещи, кажущиеся фантастичес­кими и недосягаемыми, станут частью реальной жизни каждого человека.

Трофимов — человек, который всеми фибрами своей души устремлен в будущее, кажущееся ему более чело­вечным и светлым, чем прошлое. Всех людей, с которы­ми он общается, Петя призывает смотреть вперед. Автор подчеркивает теоретическую подкованность Трофимова использованием политической и научной терминологии, которой изобилует речь персонажа.

Философские идеи, высказываемые Трофимовым, и его бескорыстие создают образ человека прямодушно­го, прогрессивного, активного.

Но в то же время, таким ли уж однозначным явля­ется образ Трофимова — «вечного студента» и борца за светлое будущее для всей страны? Ведь он призывает к переменам декларативно, а когда речь заходит о конкрет­ных действиях, которые следует предпринять, Петя не может сказать чего-то более конкретного, чем размытые и эмоционально окрашенные призывы к новой жизни. Сам автор высказывает сомнение в том, что люди, подоб­ные Трофимову — эмоциональные, активные, увлечен­ные и в то же время непрактичные, не умеющие мыслить стратегически — смогут действительно изменить жизнь к лучшему. Слишком «плоским», односторонним получа­ется образ Пети Трофимова.

Печать Просмотров: 6908
Версия для компьютеров