Сочинение на тему: Своеобразие сатиры В. В. Маяковского

Мещанин и мещанство в советских одеждах — посто­янная тема сатиры и сарказма Маяковского. Он сражал­ся с мещанством до последнего часа, этой теме посвяще­но множество стихов, пьесы «Клоп» и «Баня». Он видел в мещанине злейшего врага революции, ее «троянского коня». Под мещанством порой понимают чисто внешние проявления — чистенький быт, вещизм, сентименталь­ность, житейское безвкусие. Но все сложнее. Страшна духовная основа мещанства: неумение и нежелание мыс­лить, отсутствие идеалов, бездуховность.

Сатирические стихи Маяковского написаны в ярко-ре­алистической манере, они должны были служить утверж­дению нового советского государства.

Маяковский говорил, что право на критику дается тому, у кого есть положительная программа. В 21 году в журнале «БОВ» Маяковский публикует рядом два сти­хотворения «Последняя страничка гражданской войны» и «О дряни». Публикация этих стихотворений рядом не случайна. «Последняя страничка гражданской войны» за­канчивается троекратным повтором слова «слава». Этим же словом «слава» начинается стихотворение «О дряни», направленное против мещанства. «Страшнее Врангеля обывательский быт», — заявляет поэт и предупреждает, что завоевания революции и гражданской войны могут потонуть в тине мещанства.

Другим объектом сатиры для Маяковского был бюрок­ратизм. В 1922 году он пишет стихотворение «Прозасе­давшиеся», где главным художественным приемом стано­вится реализация гротеска:

И вижу: сидят людей половины.

О, дьявольщина!

Где ж половина другая?

Другой художественный прием — гиперболизация:

В день заседаний на двадцать надо поспеть нам.

Поневоле приходиться раздвояться.

До пояса здесь, а остальное там.

В стихотворении говорится о необходимости активной жизненной позиции, автор отстаивает принцип вмеша­тельства в жизнь.

Сатира Маяковского проявилась и в новаторских дра­матургических произведениях «Клоп» и «Баня», которые стали театральной вариацией темы мещанства и бюрок­ратизма. Если в стихах Маяковский говорил о мещанах старых, приспособившихся к советской действительнос­ти, то в пьесах изображен новый тип советской молоде­жи, возникший под влиянием НЭПа.

Пьеса «Клоп» развенчивает таких, как Присыпкин, которых потянуло к «изячной» жизни. Это перерожденец пролетарского происхождения, над которым автор беспо­щадно издевается, сажая его в финале пьесы в клетку с надписью «Обывателес вульгарес».

В пьесе «Баня» Маяковский предупреждает об опас­ности бюрократизма. Бюрократы постоянно стремятся ставить палки в колеса новому делу, но если что-то созда­но вопреки их деятельности и одобрено высшим руковод­ством, они будут стремиться занять там лучшее место.

В критике негативных сторон жизни Маяковский ре­зок и беспощаден. Он как настоящий художник чутко улавливал дыхание времени, предупреждал о новой опас­ности для советского строя.

Печать Просмотров: 10741
Версия для компьютеров