Сочинение на тему: Тема гармонии и стихии в лирике Ф. Тютчева

Лирика русского поэта Федора Ивановича Тютчева от­крывает для читателя неожиданный взгляд на окружаю­щий мир. Во-первых, он был поэтом-философом и вкладывал в стихи свое мировоззрение, его озарения насчет связи человека с окружающим миром поражают точнос­тью и вневременным звучанием. Во-вторых, кроме поэ­зии он занимался дипломатической работой, служил за границей на благо родины и достиг высокого понимания роли своей страны в общем историческом процессе.

Творческое наследие Тютчева состоит из 400 стихот­ворений, а значит, необходимо глубокое изучение каж­дого сочинения, чтобы из малого количества написанных им строк получить как можно более полную поэтическую картину мира представителя русской мысли XIX века.

Уникальность лирики Тютчева чувствуется уже при прочтении его философских миниатюр-прозрений в фор­ме четверостиший («Природа — сфинкс...», «Нам не дано предугадать...»). Впервые в русской литературе из-под пера Тютчева выходят миниатюры, которые становятся серьезным жанром, хотя до этого их короткая форма ис­пользовалась только для шуточных стихов и эпиграмм.

Таинства природы и мирозданья пленяют воображе­ние поэта — он обращается к этой теме много раз. Ок­ружающий мир — таинственный и непознаваемый, автор сравнивает жизнь человека с путешествием по волнам мирового океана:

Уж в пристани волшебный ожил челн;

Прилив растет и быстро нас уносит

В неизмеримость темных волн...

И мы плывем, пылающею бездной

Со всех сторон окружены.

(«Как океан объемлет шар земной...») 

Поэта волнуют вопросы устройства мирозданья, он ве­рит, что, внимательно прислушиваясь к звукам природы и приглядываясь к ее картинам, человек сможет открыть для себя великие тайны и найти ответы на многие вопро­сы. В одном из стихотворений лирическому герою откры­ваются секреты в особое время, в час «в ночи всемирного молчанья», в час «явлений и чудес» («Видение»).

Единению человека с природой противопоставляет­ся их разлад; поэт использует образ моря и тростника. Человек — тростник, шорох которого, по естественным законам гармонии, должен сочетаться с шумом моря, воз­ле которого он растет:

Невозмутимый строй во всем,

 Созвучье полное в природе, —

Лишь в нашей призрачной свободе

Разлад мы с нею сознаем.

Откуда, как разлад возник?

И отчего же в общем хоре

Душа не то поет, что море,

И ропщет мыслящий тростник?

( «Певучесть есть в морских волнах...» )

«Мыслящий тростник» и есть человечество, и вместе с морем, небом и землей оно должно составлять единый хор. Причина разлада кроется в душе человека, потому что люди разучились слышать и поддерживать гармо­нию природы, они не слышат ее зов («Не то, что мните вы, природа...»). Тютчев часто обращается к тематике стихии.

Буйная, пугающая стихия представлена в образе бури («бурь заснувших не буди, под ними хаос шевелится»), воз­никают образы дня («блистательный покров», «отрадный», «любезный») и ночи («бездна со страхами и мглами», «тем­ная пропасть»). Общение с божественным миром высших существ поможет человеку вернуть «наследье родовое» и узнать истину («Святая ночь на небосклон взошла...», «Silentium!», «Как хорошо ты, о море ночное...»).

Тютчев сумел передать в своей лирике красоту ок­ружающего мира, как ее видят представители романти­ческого направления — как отблеск идеальной гармо­нии, присущей высшим мирам. Ощущение причастности к этому миру идеалов вызывают многие стихотворения поэта. Научиться видеть прекрасное и таинственное в обыденных явлениях — призыв поэта ко всем поколе­ниям его читателей.

Печать Просмотров: 8114
Версия для компьютеров