Сочинение на тему: Тема поиска жизненной правды в прозе М. А. Шолохова (по роману «Тихий Дон»)

Тема поиска жизненной правды не нова в истории русской литературы. Наиболее широко ее разрабатывали Пушкин, Лермонтов, Достоевский... Огромный истори­ческий и социальный пласт поднял Лев Толстой.

Роман «Тихий Дон» М. А. Шолохова продолжает тра­диции классической русской литературы, пытаясь рас­крыть тайну русского характера. Герои Шолохова, каж­дый по-своему, идут тяжелым путем к жизненной правде, смыслу жизни, так и не настигая «птицу счастья».

Действие романа разворачивается на фоне историчес­ких потрясений: это и Первая мировая война, Февральская революция, Октябрьская социалистическая революция, Гражданская война, коллективизация... Не только необы­чен выбор писателем объекта изображения с историчес­кой точки зрения. И основное место действия — казачий Дон — необычное по сравнению с остальной землей Рос­сийской.

Вольные, никогда не знавшие крепостного права, жившие по военному уставу хлебопашцы и одновремен­но служивые люди, казаки имели свой проверенный веками уклад жизни: простой, полный трудовых забот быт, воинская служба царю и отечеству, забота о родных и близких — вот, пожалуй, основные ипостаси жизни любого донского казака.

Понятной, на первый взгляд, была жизнь и ее смысл для главного героя романа — молодого казака Григория Мелехова. Но в одночасье в вихре исторических событий все меняется для Григория: «Трудно нащупывалась вер­ная тропа; как в тонкой гати, выбилась под ногами поч­ва, тропа дробилась, и не было уверенности — по той ли, по которой надо, идет».

Если во времена Первой мировой простому каза­ку было понятно, за что он воюет — «За веру, царя и отечество», — то в смутное, противоречивое время Гражданской войны правдолюбцу Григорию трудно опре­делить, на чьей стороне истина.

В стане белогвардейцев Григорий чувствует себя не­образованным мужланом рядом с высшей кастой дворян­ского офицерства, и это оскорбляет его достоинство, од­нако Григорий остается в стане белых, видя бесчинства и беспредел «новой власти», которая для него ассоцииру­ется с понятием «чужой», «враг». Даже возвратившись домой, к привычному быту казачьей станицы, Григорий бросается в вихрь войны: он пытается восстановить зако­ны правды и добра, не боясь пойти наперекор силе в лице красноармейцев.

Война искалечила души многих людей, сделала их жестокими и безнравственными. Шолохов показыва­ет, как с демонстрации своей силы и безнаказанности происходит знакомство красногвардейцев с семьей Ме­леховых. Привязанного, абсолютно безопасного, цеп­ного пса красноармеец убивает во дворе дома главного героя. Вся семья понимает: любое неповиновение, косой взгляд, неприветливое слово приведет к таким же пос­ледствиям. Никто не вступает в спор с пришедшими, только Григорий Мелехов высказывает свое возмуще­ние поступком красноармейца. Выходят из оцепенения все остальные члены семьи: обретает бодрость духа отец Григория, мать смело запрещает гостям курить в доме.

Но не все красноармейцы ведут себя подобно варва­рам. Пытаясь как-то загладить вину товарища, «рыже-бровый» поясняет причину жестокости: белогвардейцы убили мать и сестру красноармейца.

Человечность, доброта и жажда справедливости не ос­тавляют Григория Мелехова и в кровавой бойне Граж­данской войны. Оттого-то и мечется Мелехов между дву­мя враждующими лагерями, пытаясь найти жизненную правду.

Он мстит за расстрел брата Петра красными, рубит в бою без счету красных матросов. Однако муки совес­ти о загубленных душах заставляют Мелехова кричать: «Братцы, нет мне прощения... Зарубите, ради Бога... в Бога мать... Смерти... Предайте!..».

Честный и совестливый, Григорий Мелехов вступает в конную армию Буденного и, со слов друга и ординарца Прохора Зыкова, говорит: «... буду служить до тех пор, пока прошлые грехи не замолю».

Шолохов показывает, что новая власть не слишком полагается на благонадежность Григория; после ранения Мелехова демобилизуют. Уставший от войны в обществе, в своей душе, от трагедий в личной жизни, герой Шо­лохова ищет жизненную правду у истоков своей жизни: дома, рядом с семьей. Но и здесь он не находит понима­ния: новоиспеченная власть в лице родственника Михаи­ла Кошевого с недоверием относится к словам Григория: «Никому больше не хочу служить. Навоевался за свой век предостаточно и уморился душой страшно... Хочу пожить возле своих детишек, заняться хозяйством, вот и все».

Мелехов уже не правду ищет, а пытается скрыться от погони, как затравленный зверь. Последняя зацепка за жизнь — Аксинья — и та погибает от шальной пули.

Поиски жизненной правды, надежды на будущее в жестоком бесконечном и бессмысленном вихре войны закончились для Григория разбитыми мечтами: «Он сто­ял у ворот родного дома, держал на руках сына... Это было все, что осталось у него в жизни, что пока еще род­нило его с землей и со всем этим огромным сияющим под холодным солнцем миром».

Именно это «холодное солнце» заставляет нас заду­маться о дальнейшей судьбе главного героя, не пожелав­шего смириться, покориться, плыть по течению и поэто­му попавшего под «колесо истории».

Печать Просмотров: 19604
Версия для компьютеров