Социальные мотивы в лирике А. Блока

Поэтическое творчество А. Блока — од­ного из величайших поэтов в истории рус­ской лирики — было насыщено духом со­временной ему эпохи, противоречивой, тревожной, пронизанной ощущением близкой катастрофы. Его поэзия стала во­площением духовных исканий русской интеллигенции того времени, разочаро­ванной в вековых идеалах, ненавидящей настоящее, жаждущей обновления. Надо сказать, что герой ранних произведений Блока, к примеру, цикла о Прекрасной Да­ме, предстает несомненным индивидуа­листом, далеким от жизни общества. Воз­вышенная любовь к идеальной деве не оставляет места для политических страс­тей. Но затем, сформировавшись как по­эт, Блок открыл для себя мир внешний, мир «бурь и тревог» своего времени — ибо настоящий художник не может стоять в стороне от жизни, не может быть вне времени и вне пространства.

По словам самого Блока, чувства каж­дого истинного поэта, а значит, и вся его поэзия, вплоть до ритма и размера его стихов, «внушены его временем». Стихи самого, казалось бы, отвлеченно-симво­лического характера часто обусловлены событиями жизни.

«Все ли спокойно в народе?» — так, в форме вопроса, звучит название од­ного из ранних стихотворений Блока. Народ неспокоен — он «власти не хо­чет», он говорит «о новой свободе». Не­определенность, неясность, условность поэтической ситуации отражают харак­терную для Блока поэтику символизма. Эти стихи еще нельзя отнести к собст­венно гражданской лирике, но уже в них проявляется процесс зарождения в твор­честве поэта социальных мотивов. Впер­вые же они остро и четко представлены в стихотворении «Фабрика». Картина фабричной жизни также обрисована в символистских тонах, но тем не менее социальная направленность произведе­ния не оставляет сомнения, и она — в противопоставлении мира рабочих и мира хозяев:

Они   войдут и  разбредутся,

Навалят на   спины кули.

И в  желтых окнах засмеются,

Что  этих нищих провели. Для стихотворения «Из газет» Блок взял подчеркнуто прозаическое назва­ние: перед нами — случай из жизни. И хотя автор ничего не говорит о причи­нах самоубийства героини, но очевид­но, что это еще одна жертва «страшного мира».

«Поднимались из тьмы погребов» — стихотворение о пробуждении в народе недовольства, желания изменить свою жизнь. Что будет с теми, кто смотрит на происходящее из окон экипажей? Что будет с героем и его средой? Поэт без страха глядит на движение потока:

Пусть   нас  заменят новые люди.

Гнева и презрения к обществу, которо­му чужды идеалы и красота, исполнено стихотворение «Я вам поведал незем­ное». Герой напрасно ищет в мире про­явлений высокого духа:

Я  вижу:   ваши девы   слепы,

У юношей    безогнен    взор.

В 1905 году Блок пишет два стихотво­рения, в которых он в поэтической фор­ме выражает идею свержения самодер­жавия как историческую необходимость. Предчувствие близкой катастрофы уси­ливается с помощью повторов оборотов «еще» и «еще не»: «Еще прекрасно серое небо, еще безнадежна серая даль...», и во втором стихотворении: «И голос чер­ни многострунный еще не властен над Невой».

«Сытые» — образец социальной сати­ры, в котором автор рисует мир «важных чрев». Их жизнь скудна и скучна. Блок сравнивает ее с прогнившим хлевом, об­реченным на разрушение. Знаменатель­но, что герой не ратует за революцион­ное насилие, предлагая иной, «естест­венный» выход:

Пусть доживут свой  век привычно  —

Нам жаль их сытость разрушать.

Лишь   чистым детям   —  неприлично

Их старой  скуке   подражать.

Чувство разочарования в революцион­ном движении, горечь поражения опре­деляют звучание последующих стихов Блока. Он горько замечает:

Так.   Буря этих лет прошла.

Мужик    поплелся      бороздою.

Но еще долго в поэзии его будут зву­чать призывы:

Эй,   встань и загорись и жги!

Эй,    подними   свой   верный  молот...

Мир поэзии Блока — это мир города, мир Петербурга. Городские пейзажи, картины и в жизни горожан передают об­щую атмосферу эпохи. Город не только фон, но и действующее лицо. В творче­стве Блока, продолжающего традицию европейского символизма, он предстает как душа всего мира, его сущность. Го­род полон повседневной прозы, питаю­щей   поэзию,   на  его  улицах  звучит то многоголосие,   которое   освежает  язык литературы. Сюжет блоковских стихов во многом определяется ситуацией города. Его Петербург («всемирный город», как называет его сам автор) тоже в какой-то степени город-спрут, уродующий судьбы людей:

Да   и  меня   без   всяких поводов

Загнали   на    чердак.

Никто   моих  не   слушал доводов,

И вышел мой  табак.

Отверженные его поэзии — обитатели подвалов и чердаков:

Что на свете выше Светлых     чердаков?

Вижу трубы,   крыши Дальних      кабаков.

Город — место, где гибнут люди,  где человек обречен на тяжкий труд, нужду, болезни. И в то же время город — оби­тель  «сытых»,   нищих  духом.   Примеча­тельно,   что   в   стихотворении   «Поэты» Блок выносит место действия за преде­лы города:

За   городом  вырос  пустынный   квартал

На   почве  болотной и зыбкой.

Там жили   поэты...

Тем самым автор открыто противопос­тавляет   два   мира   —   мир   обывателей и мир людей искусства:

Ты   будешь доволен   собой   и   женой,

Своей   конституцией   куцей,

А вот у поэта — всемирный запой,

И мало   ему конституций!

В 1917 году Блок пишет:

Да.     Так диктует вдохновенье,

 Моя   свободная   мечта.

Все льнет туда,   где униженье,

Где грязь,   и мрак,  и нищета.

Поэт романтического склада, Блок про­возглашает: «В эпохи бурь и тревог душа поэта также преисполняется бурей и тре­вогой».   И   всем  своим   творчеством   он стремился доказать это. Он остро чувст­вовал наступление катаклизмов в жизни страны.  Всем телом,  всем сердцем  он вслушивался в гул эпохи. Его поэзия — результат этого  процесса  мировоспри­ятия. В ней нам явлен образ мира, где нередко  царит  нищета  и  несправедли­вость, злоба, насилие, рабство, где стра­даниями одних достигается сытость дру­гих.  Общий пафос поэзии Блока можно определить   как   романтико-революционный,   —   конечно,   с   символистским уклоном.  И, хотя его произведения да­леки    от    революционно-агитационной лирики Маяковского, сам поэт всегда на стороне слабых и страдающих.

Печать Просмотров: 12229
Версия для компьютеров