Согласны ли вы с высказыванием современника Н. А. Некрасова А. А. Лебедева, что автор поэма «Кому на Руси жить хорошо?» старается представить «мрачную и грустную сторону русского человека с его горем»?

1. Основная идея и смысл произведения.
2. А. А. Лебедев о поэме.
3. Негатив и позитив в изображении крестьянской жизни.
4. Переосмысление мнения критика.

Для Н. А. Некрасова поэма «Кому на Руси жить хорошо?» является программным, ключевым в творчестве произведением. Это итог более чем тридцати лет напряженной литературной работы. В произведении переплелись как ранние работы мастера, так и новые, свежие идеи и формы. Здесь читатель сталкивается с иным, иногда неожиданным для самого автора переосмыслением целого ряда серьезных для каждого человека вопросов: что такое счастье? кто может считать себя счастливым? почему счастье русского народа так убого, и кто виновен в этом?

Некрасову удалось не только создать революционную для литературы того времени социально-философской поэму. Автор показал в рамках своего произведения Россию прошлого, будущего и настоящего. Начав свою работу сразу же после реформы 1861 года, поэт хотел изобразить освобождающийся, возрождающийся народ. Однако вскоре первоначальный замысел был сильно расширен. Поиски счастья и понятие таких философских терминов, как свобода, воля, неволя, горе и антоним горя — счастье человека, увели создателя в прошлое России и заставили заглянуть его в будущее. Однако картины, изображенные Некрасовым, нельзя назвать радостными или светлыми. Один из критиков и современников поэта, А. А. Лебедев, так отзывается о его произведении в письме, адресованном Санкт-Петербургскому цензурному комитету: «В означенной поэме, подобно прочим своим произведениям, Некрасов остался верен своему направлению; в ней он старается представить мрачную и грустную сторону русского человека с его горем и материальными недостатками... В общем своем содержании и направлении означенная первая глава этой поэмы не заключает в себе ничего противного цензурным постановлениям, так как собственно сельское духовенство представляется униженным вследствие необразованности мужика, бедным вследствие окружающей его среды, которая сама ничего не имеет, так что в этой поэме выливается только гражданская скорбь на беспомощность сельского населения и его духовенства...».

С одной стороны, утверждение бесспорно. Некрасов действительно изображает не самые светлые картины из жизни России и русского народа. Горе и беда крестьянская везде, например в неурожае:

Сбылось: пришла бесхлебица!
Брат брату не уламывал
Куска! Был страшный год...

В плохом качестве хлеба:

— А счастье наше — в хлебушке:
Я дома в Белоруссии
С мякиною, с кострикою
Ячменный хлеб жевал;
Бывало, вопишь голосом,
Как роженица корчишься,
Как схватит животы.

И больше всего печальных картин рисует древнейшая крестьянская привычка — запивать горе водкой. Пьянство мужичков, разгульное, с драками и криками, пожалуй, самое отталкивающее, но постоянно повторяющееся в поэме зрелище:

 

Дорога многолюдная

Что позже — безобразнее:

Все чаще попадаются

Избитые, ползущие,

Лежащие пластом.

Без ругани, как водится,
Словечко не промолвится,
Шальная, непотребная,
Слышней всего она!
У кабаков смятение,
Подводы перепугались,
Испуганные лошади
Без седоков бегут;

Тут плачут дети малые.
Тоскуют жены, матери:
Легко ли из питейного
Дозваться мужиков?..

Действительно, описанное выше мало напоминает сельскую идиллию в радостных тонах. Однако, если читатель помнит основной авторский замысел, не эти картины являются основными в рамках произведения. Кроме того, есть и светлые, по-своему радостные картины — эпизоды, описывающие отношения между крестьянами, их чувства к тяжелой, но любимой работе, простые мужицкие радости.

Большое количество веселых сцен находится в главе, посвященной одному из народных героев — «счастливцу» Ермиле Гирину.

Ермил «не князь, не граф сиятельный, а просто он — мужик...». Но при этом он имеет большее влияние на народ, чем многие влиятельные особы. Вызвано такое доверие не физической силой или большой властью, а исключительно уважением народа и моральной чистотой самого героя.

Так, оказавшись тяжелой ситуации Ермил хотел выкупить мельницу, да не хватило денег, герой обратился к народу:

И чудо сотворилося —
На всей базарной площади
У каждого крестьянина,
Как ветром, полу левую
Заворотило вдруг!

Это первый в тексте поэмы случай, когда народ оказывает неправде и несправедливости отпор:

Хитры, сильны подьячие,
А мир их посильней,
Богат купец Алтынников,
А все не устоять ему
Против мирской казны...

Острое чувство христианской совестливости не позволяет Ермилу обмануть доверившийся ему народ. Потому сразу же после выигрышного торга Ермил идет раздавать долги перед народом:

Рубль лишний, чей — Бог ведает!
Остался у него.
Весь день с мошной раскрытою
Ходил Ермил, допытывал,
Чей рубль? да не нашел.

Поэма «Кому на Руси жить хорошо?» является противоречивым, неоднозначным произведением со своими сложностями и закономерностями. Нельзя отрицать правоту утверждения, что в поэме есть изображение грустной и даже мрачной стороны крестьянской жизни. Однако утверждать, что все произведение написано ради демонстрации только этих сторон, нельзя.

Авторские мысли иногда принимают сложную, прихотливую форму. Однако главную идею и основную мысль проницательный читатель сможет понять всегда. Некрасов в своем произведении ставил перед собой множество вопросов, одним из которых являлась проблема человеческого счастья. Сложная и многогранная жизнь рабочего народа со своими праздниками и тяжелыми рабочими днями не может быть изображена только в светлых или, напротив, мрачных тонах. Для истинного ответа на вопрос необходимо рассматривать все под разными углами зрения.

Поэтому нельзя согласиться с мнением А. А. Лебедева: автор не пытается как-то особенно сильно выделить негативную сторону жизни крестьян. Рассмотрев и светлое, и темное, он пытается оценить действительность и дать советы, которые помогли бы исправить многое к лучшему.

Печать Просмотров: 7601
Версия для компьютеров