Стихия революции и природы в творчестве А. А. Блока (На примере поэмы «Двенадцать»)

1. Атмосфера революционных изменений в России.
2. Описание старого буржуазного мира.
3. Мир, разбитый на две части.
4. Противоречивый образ Христа.

Какая великолепная хирургия! Взять разом и артистически вырезать старые вонючие язвы!
Б. Л. Пастернак

В январе 1918 года была создана на одном дыхании знаменитая поэма А. А. Блока «Двенадцать». Сам поэт считал, что это одно из лучших его произведений. Все то, что пылало в душе творческой личности было перенесено на бумагу. Так в рамках одного произведения Блок смог «обуздать» стихию не только природы, но и самой истории. В поэме в полной мере отразились подобные составляющие. При этом они предстали не как статичные фигуры, ведь словами довольно сложно передать движение. Они соответствуют своей природе, стихийности и передают мельчайшие детали ее проявления.

В названии сочинения очень верно сопоставлены два образа природы и революции. Ведь Блок использует природные пейзажи для того, чтобы отразить революционные изменения. Для многих граждан они были очевидны, но никто из них, наверное, не предполагал, что исторические события будут закручивать людей в таком вихре.

Рассматривая два таких пласта в поэме «Двенадцать», мы понимаем, что с их помощью автор смог передать в движении противоречивую атмосферу того далекого времени. С помощью описания революционных событий прослеживается сюжетная канва произведения. Природные явления же углубляют смысловое наполнение, показывают влияние исторических событий на людей и их значение для всей истории в целом. Несмотря на то что в поэме возникают сцены с петроградских улиц, они отражают атмосферу и восприятие революционных изменений в России. Поэтому двенадцать красногвардейцев и становятся теми первыми людьми, которые преодолевают препятствия стихии и «державным шагом» ведут за собой народ.

Черный вечер.
Белый снег.
Ветер, ветер!
На ногах не стоит человек.
Ветер, ветер —
На всем божьем свете!

Большую роль в поэме Блока «Двенадцать» играет прием контраста. С его помощью автор не столько разводит героев по разным полюсам истории, сколько показывает, что белая стихия несет действительные изменения во всем мире. Она, возможно, и разрушает привычный уклад жизни, но призвана для того, чтобы сделать ее непременно лучше. Поэтому весьма ярко описано жалкое положение старого буржуазного мира.

Ветер хлесткий!
Не отстает и мороз!
И буржуй на перекрестке
В воротник упрятал нос.

Он прячется от стихии, но все равно не может от нее убежать. Поэтому при описание этого образа автор использует контрастные сопоставления темного и жалкого общества с белым полотном снега. В этом случае сторонники старого мира приобретают штрихи некого «чудовищного зверя».

Черное, черное небо.
Злоба, грустная злоба
Кипит в груди...

В то же время для описания старого мира автор использует и образ жалкого пса. Он также не готов принять как погодные условия, так и революционные изменения. Так, в пределах одного социального класса автор показывает непримиримость с новыми жизненными обстоятельствами.

Стоит буржуй, как пес голодный,
Стоит безмолвный, как вопрос.
И старый мир, как пес безродный,
Стоит за ним, поджавши хвост.

Из такого описания понятно, что автор не приемлет ни для себя, ни для своего народа такое существование. Поэтому он закрывает красногвардейцев от этого мира белой беленой снега. Он словно разбивает мир на две части, но так, чтобы ни одна не могла принести другой вреда.

Впереди — сугроб холодный,
Кто в сугробе — выходи!.. —
Только нищий пес голодный
Ковыляет позади...

Однако мы понимаем: автор на стороне красногвардейцев. Это подтверждается и биографическими материалами о том, что А. А. Блок с радостью принял революцию. Но в то же время в произведении он пытается весьма объективно преподнести нам исторические факты. Ведь не все принимали и воспринимали революцию как обновление. Возможно, поэтому автор вводит в повествование убийство Катьки. Ее смерть становится одним из элементов контраста при описании похода красногвардейцев.

А Катька где? — Мертва, мертва!
Простреленная голова!
Что, Катька, рада? — Ни гу гу...
Лежи ты, падаль, на снегу!..

Блок не выставляет красногвардейцев положительными героями. Им не чужды и различные отрицательные человеческие качества. При этом в повествовании они просто идут вперед. Единственная сцена, в которой они действуют, это встреча с Катькой. Возможно, ее убийство обусловлено и тем, что Петрухе не следует брать с собой в новый мир такого человека, который смог предать его. Ведь в будущей жизни ему нет места. Один из исследователей творчества поэта также обращался к этому эпизоду поэмы. Он писал о том, что «нечаянное убийство Кати и отчаяние Петрухи — глубокая психологическая драма, она вырастает на пути двенадцати как еще одна воздвигнутая старым миром преграда (или западня), которую нужно перешагнуть, отбросить». Так, на фоне революционных изменений и природной стихии автор не забывает о человеческой составляющей, которая иногда является определенной преградой. Она не вписывается в стихийные события природных и революционных изменений, нр является составным компонентом самой жизни, которая также находит отражение в произведении.

Образ нового мира представлен не только в обликах красногвардейцев, отражающих исторические события. В произведении в таком качестве выступает и природа. Но она имеет более мягкие характеристики и соотносится уже не с вьюгой, а порханием снега.

Гуляет ветер, порхает снег,
Идут двенадцать человек.

Мощная же музыка победного революционного шествия слышна в последних главах поэмы «Двенадцать». Мы видим, что старый мир уже остался позади. Он теперь не является преградой для того, что несут в эту жизнь красногвардейцы. Поэтому меняется вся атмосфера действительности. Ветер не косит прохожих и рвет плакаты, а играет красным флагом.

Это — ветер с красным флагом
Разыгрался позади...

В самом конце произведения представлен не столько природный, сколько космический вихрь революции, когда впереди такого шествия идет сам Христос. Кажется, именно он и трепет это полотно истории. А. А. Блок сам признавался, что не знает, почему впереди красногвардейцев оказался данный облик. Тем более что со временем стало понятно: людей к новой жизни вели те, кто отвергал религию. Но возможно, использование такого образа позволило поэту в самом произведении показать, что грядут улучшения несмотря на то что они приходят со снежным и революционным вихрем.

...Впереди — с кровавым флагом,
И за вьюгой невидим,
И от пули невредим,
Нежной поступью надвьюжной,
Снежной россыпью жемчужной,
В белом венчике из роз —
Впереди — Исус Христос.

Такое предположение соотносится с мнением исследователя В. Н. Орлова, который пишет о том, что образ Христа для Блока был связан не с религиозной, а нравственной основой. Поэтому он и шел впереди нового мира, способного на своем пути преодолеть множество преград.

В поэме Блока «Двенадцать» стихия природы и революции постоянно пересекаются или, можно сказать, находятся в некоем единстве. Но такое единство на протяжении всего повествования выражается по-разному. С одной стороны, они являются дополнениями для создания в нашем представлении глубокого по смысловому наполнению образа, одна грань которого — революция, другая — стихия. В то же время при описании старого мира, который и пытается помешать кардинальным изменениям, в изображение стихии вторгаются контрастные черты. Например, в начале произведения образы представлены на фоне непогоды, в конце произведения они словно примеряются с тем, что неизбежно несет им Христос. Таким образом, белая снежная масса становится полотном, на котором видны все изъяны старого мира и его несостоятельность в новой жизни.

Подобное понимание действительности Блок выразил в весьма ярких и убедительных картинах. Благодаря этому мы смогли понять положительные и отрицательные стороны самого вихря. В то же время двойственность в создании образов словно призывает нас к тому, что исторические события нельзя оценивать однозначно. Подобное противоречивое восприятие произведения автор создает с помощью двух компонентов: стихии революции и природы, которые смогли уместиться в рамках одного повествования и ярко представить нам картину революционной действительности.

Печать Просмотров: 26941
Версия для компьютеров