Стихотворение В. В. Маяковского «Сергею Есенину» (восприятие, анализ, оценка)

Многие когда-нибудь видели прорастающие сквозь каменные плиты, сквозь трещины в ас­фальте, везде, где только можно, прекрасные цветы. Такова и сутьпоэзии. Душа поэта, его во­ображение похожи на плодороднейшую почву, на которой с трудом, с мукой, с усилием, но все же упрямо прорастают мысли-стихи. Изгрязи, из пыли, из черной почвы, из самых глубин тянут­ся ввысь эти хрупкие ростки, чтобы потом обрес­ти настоящую силу, расцвести, показать всем свою красоту, свою прелесть. И чем чаще будет обхаживать, рыхлить творец эту почву, чем боль­ше дождей вдохновения прольется на нее, тем краше вырастутцветы, плоды этих трудов. Толь­ко

такие стихи — взращенные с мучением, те, на которые положено много труда, искренние,

 идущие из глубины души поэта, — только такие стихи можно назвать настоящей поэзией, насто­ящими произведениями искусства.

Маяковский — такой поэт. В своем стихотворе­нии «Сергею Есенину» он говорит о проблеме ав­тора и его поэзии. В целом цветовая гамма сов­сем не богата, потому что автор, возможно, хотел обратить внимание читателя больше на содержа­ние. Особенно выделяются белый и черный цвета («чтоб щеки заливалсмертельный мел», чернила). С одной стороны, такие цвета характерны для главных атрибутов поэта — листа чистой бумаги и чернил. С другой стороны, пространство, окра­шенное в такие тона, напоминает о смерти, о бледности покойников, о сырости и черноте земли, в которую их закапывают, об одиночестве итемноте, окружающей человека после смерти («Летите, в звезды врезываясь»).

Стихотворение имеет необычный фонический строй: согласные звучат в строках, в которых речь идет о жизни, а тихие, шипящие («заупо­койный», «прошлых», «переделавши») — об уми­рании, о смерти:

У народа,

у языкотворца, умер

звонкий

забулдыга    подмастерье. И несут

стихов заупокойный лом, с прошлых

с похорон

не переделавши почти.

Кроме того, есть в стихотворении и «бронзы звон», и «гремящий скандалист», и «трехпалый свист». Маяковский кричит, но не каждый может услышать его слова. Стихотворение написано в его излюбленной форме — лесенкой, тоничес­ким стихом, в котором учитывается лишь коли­чество ударных слогов в строке. Некоторые сло­ва Маяковский выносит с конца строки на но­вую, таким образом выделяя их, останавливая на них внимание:

Ни тебе аванса,

ни пивной. Трезвость.

Благодаря всему этому создается впечатле­ние сбивчивой, отрывистой, несколько хаотич­ной речи. Использование перекрестной рифмы

 (смяло — вина — мало —вина, классом — до драк — квасом — дурак) придает логическим построениям четкость, законченность, но риф­ма не всегда точная (врезываясь — трезвость), из-за чего стихотворение становится похоже на живой разговор. Ряд используемых автором не­ологизмов (бредь, рассоплено, калекши) также способствует этому.

Можно отметить как одно из особенностей стихотворения то, что Маяковский постоянно обращается к Есенину как к живому: «Вы ушли, как говорится, в мириной». Причем разговор этот идет в настоящем времени, как любая обычная беседа. Такое построение придает особенную интимность, когда появляетсявоз­можность высказать все наболевшее, признать­ся в том, о чем обычно не говорится, о чем умал­чивается. В таком плане стихотворение воспри­нимается какнекая исповедь автора, где обращение к Есенину — это лишь повод офор­мить свои до сих пор не осознанные ощущения в четкие мысли о предназначении поэта, о мес­те поэзии в жизни поэта.

Для Маяковского создание стихов - это некое умение, способность

 («Вы ж такое загибать умели, что другой на свете не умел»).

Причем способность дается непросто так, ее нужно развивать как полезное, нужное, ведь поэт — подмастерье народа. Ему необходимо всегда творить, и творить свободно, всегда говоритьо том, что у него на душе. Поэтому, конечно, Ма­яковский осуждает тех, кто считает, что если «к вам приставить бы кого из напостбв — стали б содержаниемпремного одаренней», ведь не­возможно творить по чьей-то указке, под надзо­ром, потому что тогда начинаешь писать «уто­мительно и длинно», а главнымстановится чис­ло строк, а не их содержание.

Автор понимает, что поэт без свободы — не поэт, что у такого человека выхода нет: или ста­новиться подражателем, или умереть. Несвобо­да для поэта какотсутствие чернил. Возможно, поэтому Маяковский говорит: «Почему же уве­личивать число самоубийств? Лучше увеличь изготовление чернил!» Он презирает те пути,

 которые «протоптанней и легче». Для него не­возможна сама мысль о том, что можно сдаться, остановиться,

 бросить все, уйти.

 Поэтому он не можетпонять Есенина, сделавшего это. Поэт, талант которого Маяковский признает

одним из величайших, перестает бороться, перестает сражаться, умирает — иперестает творить. А для Маяковского не существует даже мысли о том, чтобы по собственному

 желанию пере­стать создавать стихи. В любой ситуации он стремится воспеть жизнь, и для него смысл ее — в безостановочном движении вперед. Без сомнений, без сожалений, без оглядки: «Марш!..».

И пусть жизнь трудна, но он вырвет «радость у грядущих дней».

И зная о том, что случается с поэтом после смерти, когда «к решеткам памяти уже понанес­ли посвящений и воспоминаний дрянь», «ваше имя в платочкирассоплено», а стихи мямлят и мнут, Маяковский, как настоящий оратор с трибуны, заявляет, что «в этой жизни помереть не трудно», что у настоящих поэтоввесь смысл их творчества в том, чтобы «сделать жизнь»,

а это «значительно трудней». Но труд стихотвор­ца всегда был, есть и будет тяжелым. Как крес­тьяневсю свою жизнь обрабатывают землю, чтобы на ней вырос хлеб, телесная пища, так и поэт посвящает свое существование нелегко­му вспахиванию огромных инеосвоенных полей своей души, чтобы появились стихи,

духовная необходимость, ведь «слово — полководец че­ловечьей силы».

Наверное, можно утверждать, что Маяков­ский хотел в этом стихотворении передать свое отношение к поэзии и поэтам. Обозначив для себя цель — жить,

чтобы «сделать жизнь» и воспеть ее, он всегда стремился к ней. И его, без сомнения, можно отнести к тем великим людям, которым удалось взрастить в своих ду­шах поэзию.

Печать Просмотров: 5516
Версия для компьютеров