Татьяна Ларина - прекрасный образ русской женщины

В. Г. Белинский назвал «Евгения Онеги­на» «энциклопедией русской жизни», так как в этом произведении отразилась вся Россия той эпохи.

В центре внимания поэта — жизнь, быт, нравы, поступки молодого человека, Евге­ния Онегина. Он является первым литера­турным героем, открывающим галерею так называемых «лишних людей». Он образо­ван, умен, благороден, честен, но светская жизнь в Петербурге убила в нем все чувст­ва, стремления, желания. Он «до времени созрел», стал молодым стариком. Ему не­интересно жить. В этом образе Пушкин по­казал болезнь века — «хандру». Онегин действительно тяжело болен социальной болезнью своего времени. Даже искреннее чувство, любовь не способно воскресить его душу.

Образ Татьяны Лариной противопостав­лен образу Онегина. Впервые в русской литературе женский характер противопо­ставлен мужскому; более того, женский характер оказывается сильнее и возвы­шеннее мужского. Пушкин с большой теп­лотой рисует образ Татьяны, воплощая в ней лучшие черты русской женщины. Ав­тор в своем романе хотел показать обык­новенную русскую девушку. Он подчерки­вает отсутствие в Татьяне необычайных, из ряда вон выходящих черт. Но в то же время героиня удивительно поэтична и привлекательна. Не случайно Пушкин дает ей простонародное имя Татьяна. Этим он подчеркивает простоту девушки, ее бли­зость народу.

Татьяна воспитывается в усадебном по­местье в семье Лариных, верной «привыч­кам милой старины». Характер девушки формируется под влиянием няни, прото­типом которой послужила чудесная Арина Родионовна. Татьяна росла одинокой, не­ласковой девочкой. Она не любила играть с подругами, была погружена в свои чувст­ва и переживания. Рано пыталась понять окружающий мир, но у старших не находи­ла ответы на свои вопросы. И тогда она обращалась к книгам, которым верила безраздельно:

Ей   рано    нравились   романы; 

Они   ей  заменяли   все;

Она    влюблялася   в   обманы

И   Ричардсона   и   Руссо.

Окружающая жизнь мало радовала ее требовательную душу. В книгах Татьяна ви­дела интересных людей, которых мечтала встретить в своей жизни. Общаясь с дворо­выми девушками и слушая рассказы няни, Татьяна знакомится с народной поэзией, проникается любовью к ней. Близость к на­роду, к природе развивает в девушке луч­шие нравственные качества: душевную от­крытость, искренность, безыскусность. Татьяна умна, своеобразна, самобытна. Она одарена от природы:

Воображением мятежным,

Умом и волею живой,

И своенравной головой,

И сердцем пламенным и нежным.

Умом, своеобразием натуры она выделя­ется среди помещичьей среды и светского общества. Она понимает пошлость, празд­ность, пустоту жизни деревенского обще­ства и мечтает о человеке, который внес бы в ее жизнь высокое содержание, был бы похож на героев ее любимых романов. Тако­вым ей показался Онегин — светский моло­дой человек, приехавший из Петербурга, умный и благородный. Татьяна со всей ис­кренностью и простотой влюбляется в него: «...Все полно им; все деве милой без умол­ку волшебной силой твердит о нем». Она решается написать своему избраннику письмо с признанием. Резкий отказ Евге­ния является полной неожиданностью для девушки. Татьяна перестает понимать Оне­гина и его поступки. Она в безнадежном положении: не может разлюбить Онегина и в то же время убеждена, что он не достоин ее любви. Онегин не понял всей силы ее чувства, не разгадал ее натуры, так как вы­ше всего ценил «вольность и покой», был эгоистом и себялюбцем.

Любовь приносит Татьяне одни страдания, но ее нравственные правила тверды и посто­янны. В Петербурге она обретает всеобщее уважение в высшем свете. За это время она сильно меняется. «Равнодушною княгиней, неприступною богиней роскошной, царст­венной Невы» рисует ее Пушкин в последней главе. Но все равно она прелестна. Очевид­но, эта прелесть была не в ее внешней красо­те, а в душевном благородстве, простоте, уме, богатстве душевного содержания. Но она по-прежнему одинока. И здесь Татьяна не находит того, к чему стремилась ее возвы­шенная душа. Свое отношение к светской жизни она выражает в словах, обращенных к Онегину, вернувшемуся после скитаний по России в столицу:

... Сейчас отдать я рада,

Всю эту ветошь маскарада,

Весь этот блеск, и шум, и чад

За полку книг, за дикий сад,

За наше бедное жилище...

В сцене последнего свидания Татьяны с Онегиным еще глубже раскрываются ее душевные качества: нравственная безу­пречность, решительность, правдивость. Она отвергает любовь Онегина, помня, что в основе его чувства к ней лежит себялю­бие, эгоизм.

Главные черты характера Татьяны — сильно развитое чувство долга, которое берет верх над другими чувствами, и душев­ное благородство. Это и делает ее душевный облик таким привлекательным. Татьяна Ларина открывает собой галерею образов русской женщины, нравственно безупреч­ных, ищущих и прекрасных.


Печать Просмотров: 16587
Версия для компьютеров