Тема любви в современной поэзии (На примере творчества Е. А. Евтушенко)

1. Личность Е. А. Евтушенко.
2. Эволюция темы любви в творчестве поэта.
3. Анализ стихотворений.
4. Лиричность и публицизм произведений.

Спасать любовь пора уже в самом начале от пылких «никогда!», от детских «навсегда!». «Не надо обещать!» — нам поезда кричали, «Не надо обещать!» — мычали провода.

Тема любви — одна из вечных тем в искусстве и в литературе. До современных читателей доходят любовные стихотворения древнегреческих и древнеримских авторов, созданные тысячелетия назад. Эта тема, изменяясь и усложняясь с каждой новой исторической эпохой, прошла через века, и будет существовать вечно в прозе и поэзии, музыке и живописи, до сих пор, покуда человек умеет и может любить.

Е. А. Евтушенко — один из популярнейших поэтов второй половины XX века. Родился он в 1933 году в Иркутской области, получил высшее образование в Литературном институте им. М. Горького. В 1949 году началась его самостоятельная творческая деятельность.

Первая книга под названием «Разведчики грядущего» вышла в свет, когда поэту было всего 19 лет. С этого времени сборники его стихов стали выходить регулярно.

Имя Евтушенко прочно вошло в литературу прошлого столетия. Его знают люди разных поколений, профессий, представители различных культурных и социальных слоев. Но не только с действительно редким и сильным талантом связана такая популяр-

ность поэта. Врожденное чувство гражданственности, слитое с тонким чувством времени, делают лирику Евтушенко еще более интересной для понимания. Он общителен как лирик, неравнодушен к происходящему вокруг него и к судьбам окружающих его людей, умеет тонко подбирать настроения произведений для самых разных читателей. Кроме того, это — поэт, всегда пишущий от первого лица и передающий невыдуманные, реальные истории. Тема любви для этого автора имеет большое значение, ведь в любви, как в волшебном зеркале, отражается истинная сущность человека. При этом тема любви, проходя через все творчество поэта, растет и развивается вместе с ним. Первые произведения, такие, как «Ты большая в любви...» и «Не понимать друг друга страшно» пропитаны чувством недоверия к происходящему, боязни того, что чувства, испытываемые поэтом, окажутся неискренними, наигранными:

Не понимать друг друга страшно —
не понимать и обнимать,
и все же, как это ни странно,
но так же страшно, так же страшно
во всем друг друга понимать.

Однако даже во власти таких двойственных, противоречащих друг другу ощущений и боязни причинить себе душевную боль, лирический герой с нескрываемой бережностью и восхищением относится к своей возлюбленной:

И, наделен познаньем ранним,
я душу нежную твою
не оскорблю непониманьем
и пониманьем не убью.

Со временем любовь для поэта преображается, светлое и наивное чувство начинает приобретать более драматический, тяжелый характер. Герой произведений этого этапа творчества пытается найти выход из тисков повседневности, укрыться от проблем на «навеки в небо врезанном» мосту, но, к сожалению» этот мост остается только в мечтах. Жизнь взваливает на плечи поэта тяжелую любовную ношу. Образ любимой девушки тоже подвергается изменениям — он усложняется, делаясь одновременно трагичней и реалистичней. Примером подобного изменения мировоззрения поэта может стать стихотворение «Ты начисто притворства лишена...».

 

Наиболее выдающееся стихотворение этого времени — «Заклинание». Оно оригинально и необычно как стилистически так и композиционно. Начало, обращенное к героине, завораживает, напоминает действительно заклинание или ритуальную песнь любви:

Весенней ночью думай обо мне
и летней ночью думай обо мне,
осенней ночью думай обо мне
и зимней ночью думай обо мне.
Пусть я не там с тобой, а где-то вне,
такой далекий, как в другой стране, —
на длинной и прохладной простыне
покойся, словно в море на спине,
отдавшись мягкой медленной волне,
со мной, как с морем, вся наедине.

Одна и та же рифма в конце каждой строки придает тексту напевность, монотонность ритма убаюкивает и успокаивает читательские мысли. По ощущениям оно напоминает спокойный морской прибой, мягко, но неотвратимо раз за разом накатывающий волны на пологий берег.

Однако в конце первой же строфы возникает ощущение напряжения, которое ширится с каждой новой строкой, чтобы вылиться в финальный вздох — вскрик:

Молю тебя — в тишайшей тишине,
или под дождь, шумящий в вышине,
или под снег, мерцающий в окне,
уже во сне и все же не во сне —
весенней ночью думай обо мне
и летней ночью думай обо мне,
осенней ночью думай обо мне
и зимней ночью думай обо мне.

Лирический герой этого периода по-прежнему ищет успокоения от быта и обыденности, но ищет его теперь не в каком-то безлюдном месте, а в тихой гавани искренней женской любви. Одно из самых жестоких любовных стихотворений Евтушенко — «Я разлюбил тебя... Банальная развязка...». лирический герой не испытывает здесь никакой жалости ни к себе, ни к своей возлюбленной:

Я оборву струну жестокого романса,
гитару пополам — к чему ломать комедь!

Герой опасается ложного чувства сострадания со стороны бывшей возлюбленной, способного разрушить его спокойствие и нормальное душевное состояние:

 

Сентиментальным быть не слабость — преступленье,
когда размякнешь вновь, наобещаешь вновь

и пробуешь, кряхтя, поставить представленье

с названием тупым «Спасенная любовь».

 

Финал стихотворения — на одном душевном надрыве — жесткий, но удивительно трогательный и гармоничный:

Не надо обещать... Любовь — неисполнимость.

Зачем же под обман вести, как под венец?

Виденье хорошо, пока не испарилось.

Гуманней не любить, когда потом — конец.

Скулит наш бедный пес до умопомраченья,

то лапой в дверь мою, то в дверь твою скребя.

За то, что разлюбил, я не прошу прощенья.

Прости меня за то, что я любил тебя.

 

Творчество Евтушенко многопланово и разнообразно. Поэт обращается к самым разнообразным проблемам и темам, он воспевает различные образы, опираясь на творческое наследие А. Пушкина, Н. Некрасова, В. Маяковского, А. Твардовского.

 

В своих произведениях Евтушенко выступает не только как поэт, но и как публицист. Он рассматривает действительность не только как нечто дающее лирическое вдохновение, но и как единство нравственной и исторической связей:

 

Есенин, милый, изменилась Русь.

Но говорить, что к лучшему — не стану,

А говорить, что к худшему — боюсь.

 

Не утратило обаяния и молодости и зрелое творчество Евтушенко, очаровывающее читателей наряду с ранними его произведениями.

Печать Просмотров: 29314
Версия для компьютеров