Тема маленького человека в повести "Человек из ресторана" Шмелева И.С.

Тема «маленького человека» была развита Шмелёвым в наиболее известном и значительном его произведении этого периода — повести «Человек из ресторана», опубликованной в 1911 году и принёсшей автору всероссийскую славу. «Хотелось, — писал Шмелёв М. Горькому, — выявить слугу человеческого, который по своей специфической деятельности как бы в фокусе представляет всю массу слуг на разных путях жизни». Повествование ведётся от лица официанта Якова Скороходова, который, говоря о благополучных посетителях ресторана, представляет социальный срез богатых российских сословий. Скороходов и вся ресторанная прислуга — это лишь основание социальной пирамиды, заражённой «лакейством». В высших слоях низкопоклонство вызвано уже не желанием заработать на жизнь, а «высшими соображениями»: так, важный господин в орденах кидается под стол, чтобы раньше официанта поднять оброненный министром платок. И чем ближе к вершине этой пирамиды, тем низменнее причины «лакейства».

Исповедь Скороходова, труженика, потерявшего жену и сына, тем не менее не кажется речью озлобленного человека. Хотя «порядочное общество» лишило его даже имени, оставив безликое «человек!», он внутренне выше и порядочнее тех, кому прислуживает. Он видит посетителей насквозь и резко осуждает их хищничество и лицемерие. «Знаю я им цену настоящую, знаю-с, — говорит Скороходов, — как они там ни разговаривай по-французски и о разных предметах. Одна так-то всё про то, как в подвалах обитают, и жалилась, что надо прекратить, а сама-то рябчика-то в белом вине так и лущит, так это ножичком-то по рябчику, как на скрипочке играет. Соловьями поют в тёплом месте и перед зеркалами, и очень им обидно, что подвалы там и всякие заразы... Уж лучше бы ругались. По крайности сразу видать, что ты из себя представляешь. А нет... знают тоже, как подать, чтобы с пылью».

Писатель создаёт образ «маленького человека» со всеми особенностями этого типа. Мечта Скороходова — собственный домик с душистым горошком, подсолнухами и породистыми курами. Герой повести не любит господ не только за их лживость, но и вообще за то, что они люди из другого сословия.

Шмелёв сумел по-своему изобразить «маленького человека», которому Ф.М. Достоевский сострадал. Шмелёв же пишет о том, что духовное возрождение человека возможно в том случае, если он соберёт все свои внутренние силы, а силы эти даны ему Богом. Во многом духовная высота Скороходова объясняется тем, что он христианин.
Печать Просмотров: 19302
Версия для компьютеров