Тема свободы и несвободы в романе В. С. Гроссмана «Жизнь и судьба»

1. Творческий путь Гроссмана.
2. Основная задача писателя, поставленная в романе «Жизнь и судьба».
3. Вопрос свободы в романе.

Роман Василия Семеновича Гроссмана «Жизнь и судьба» выходит за рамки только военной прозы. В основе этого произведения — попытка осмыслить не столько события военных лет, сколько осмыслить весь XX век. То же наблюдаем мы и во многих других произведениях этого периода, например, в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго», А. И. Солженицына «Красное колесо».

 

Василий Гроссман к началу войны — уже сложившийся писатель, талантливый очеркист. К своему роману «Жизнь и судьба» писатель идет через очерки 1942—1943 годов, которые затем были собраны в книге «Сталинград». Военные события меняют его художественное мировоззрение. В 1954 году Гроссман издает роман «За правое дело». В ходе работы над этой книгой Гроссман пишет, что очень увлечен этим романом, что через исследование исторического прошлого осознает то, что происходит в современности. В романе «За правое дело» Гроссман выступает как типичный автор соцреализма, хотя и пытается выйти за его рамки. В этом романе писатель ставит задачу изобразить всю сложность процесса коллективизации.

Последующее произведение «Жизнь и судьба» связано с романом «За правое дело» сюжетными линиями, поэтому многие исследователи творчества Гроссмана называли эти произведения «дилогией в двух частях». Но в новом романе автор уже выступает не как писатель соцреализма, а как писатель реализма своего, гроссмановского. Судьба романа трагична. «Жизнь и судьба» был закончен в 1962 году, но запрещен для публикации как книга прямо противоположная политической линии партии, а рукопись была арестована. Гроссман же попадает в разряд неблагонадежных авторов. Он пишет письмо Хрущеву, которое ничего не изменило, и своим возвращением к читателю роман обязан А. Д. Сахарову, Е. Г. Боннэр, В. Н. Войновичу. Так, в 1981 году роман стал известен за рубежом, а затем и в России.


В центре романа — Сталинградская битва, но для писателя главным становится не изображение батальных сцен, а определение основной причины победы в этой битве. Он приходит к выводу, что этой причиной стала свобода, стремление человека к ней. Отсюда размышления писателя о том, насколько свободен человек в XX веке. Писатель противопоставляет свободе человека насилие над личностью, любая несвобода человека воспринимается как насилие. В условиях тотальной несвободы человек и государство оказываются на разных полюсах. В битве при Сталинграде побеждает не Советское государство, а русский народ. Государство выступает как институт насилия, оно основано на подчинении и страхе. Такое государство не могло противостоять фашизму, только русский народ смог это сделать.

Фашизм в романе изображен не только как социально-историческое явление, а как некая темная сила, разрушающая жизнь. Фашизм устанавливает отношения между людьми, основанные на страхе и агрессии. Достаточно вспомнить встречу в лагере фашиста Лисса со старым большевиком Мостовским. Мостовской — революционер, представитель ленинской гвардии слушает размышления Лисса о том, почему должен победить фашизм. Он говорит, что человек есть «ничто по сравнению с идеей», цель, если она великая, не должна оцениваться с точки зрения критериев морали и нравственности. Слушая его, Мостовской с ужасом понимает, что и сталинизм и фашизм основаны на общих убеждениях. Мостовский искренне считал, что социализм — это свобода, поэтому можно было принести в жертву социализму многое, в том числе настоящую свободу. Поэтому Мостовской не был против репрессий в 1937 году. Теперь он понимает, что и сталинизм и фашизм — это тоталитарная лестница, во главе которой один человек. Этой системе служат такие люди, как Неудобное, палач по своей сути, который подписывает огромные списки для отправки в лагеря. Он, «энтузиаст 37 года», осуществляет линию партии, выявляет уклонистов, отправляет их в лагеря.

 

Роман Гроссмана полицентричен, у него множество сюжетных линий. Но всегда в центре практически каждого сюжета — вопрос свободы человека. Многие люди легко соглашаются с ограничением собственной свободы. Как только люди понимают, что требуется партии, государству, они начинают чувствовать себя в безопасности. Сразу после победы возникает спор победившего народа и победившего государства. После боя человек получает свободу, осознает себя независимой личностью. А после того, как он освобождает город, принадлежащий государству, начинает снова действовать система страха. Власть обожествляется: «На все воля Сталина». Кстати, вождя Гроссман изображает как старого больного человека.

 

Гроссман пишет о «еврейской теме», об уничтожении целого народа ради определенной идеи. Для самого писателя характерен еврейский менталитет, отраженный в стремлении бросить библейский взгляд на события войны.

 

«Жизнь и судьба» — понятия и близкие и в тоже время далекие друг от друга. Жизнь — это свобода, многообразие, а судьба — это то, что эту свободу и это многообразие структурирует. То есть человек зависит в первую очередь от судьбы, свобода человека ограничена властью судьбы. По Гроссману, судьба ведет человека, а у человека всегда есть выбор, даже если он что-то не может не сделать, он имеет право не хотеть это делать. Автор утверждает: «Жизнь пробивается через все. Сильнее несвободы может оказаться сам человек».

Печать Просмотров: 18955
Версия для компьютеров