ОСНОВНЫЕ ВЕХИ. Лев Николаевич Толстой — классик мировой литературы, величайший, наряду с Ф.М. Достоевским, мастер психологизма, создатель жанра романа-эпопеи, оригинальный мыслитель, “учительжизни”.
Состоял в родстве с несколькими аристократическими родами. Рано осиротел. Учился в Казанском университете, но бросил его, предпочтя самообразование по собственной программе. За долгую жизнь выучил многие языки, стал эрудированнейшим человеком, со временем счел для себя обязательным и физический труд — крестьянский, ремесленный.
В 1852 г. дебютировал в некрасовском журнале “Современник” повестью “Детство”, за которой последовали “Отрочество” (1854) и “Юность” (1857). Новым словом в русской баталистике стали рассказы 1853—1856 гг. о военных действиях на Кавказе и три “Севастопольскихрассказа” (1855—1856), появившиеся благодаря собственному опыту автора — сначала юнкера, потом офицера-артиллериста, награжденного орденом и двумя медалями. В статье-рецензии об отдельном издании “Детства” и “Отрочества” и военных рассказов (1856) Н.Г. Чернышевский отметил особенности творческого облика Толстого, сохранившиеся у писателя навсегда, — “диалектику души” и “чистоту нравственного чувства”. В образах офицеров молодой писатель раскрыл несоответствие сущности и видимости (как в положительном, так и в отрицательном смысле), вытеснение естественных, соответствующих жестокой реальности войны мыслей и чувств соображениями престижа и карьеры.
После отставки (1856) и заграничного путешествия Толстой обосновывается в своем тульском имении Ясная Поляна, увлекается хозяйством, в 1859 г. впервые открывает школу для крестьянских детей (потом он дважды вновь ее открывал и сам преподавал: педагогические увлечения находили на него волнами), издает педагогический журнал “Ясная Поляна” (1862); ему довелось быть мировым посредником между помещиками и освобождаемыми крестьянами, в пользу которых он стремился решать дела. Еще в 1856 г. Толстой опубликовал рассказ “Утро помещика”, явно автобиографический, где трезво показана пропасть между прекраснодушием 19-летнего помещика-прожектера князя Дмитрия Нехлюдова и крестьянами, которых он решил облагодетельствовать. Эту пропасть Толстой всю жизнь стремился преодолеть. Важные проблемы нравственности были поставлены в центре рассказов 1856—1859 гг. “Записки маркера”, “Два гусара”, “Альберт”, “Люцерн”, “Три смерти”, повести “Семейное счастье”. В рассказе “Поликушка” (1863) говорилось о робком и совестливом мужике, повесившемся из-за того, что потерял доверенные ему барыней деньги. Толстой постоянно обращался ко все новой и новой тематике. По сравнению с предыдущей прозой он мало уделяет внимания построению сюжета, нет у него подробных описаний. Еще в 1853 г. в дневнике он назвал манеру Пушкина в “Капитанской дочке” устаревшей: “...в новом направлении интерес подробностей чувства заменяет интерес самих событий”. Толстой развертывает диалоги, изображение связывается с точкой зрения того или иного персонажа, хотя автор с его оценочной позицией всегда возвышается над персонажами. В отличие от тогдашних реалистов Толстой совсем не склонен специально живописать быт.
В 1852—1863 гг. под влиянием идей Ж.Ж. Руссо о необходимости сближения современного цивилизованного человека с природой, с “естественными людьми” написана повесть “Казаки”. Ее молодой герой, Оленин, впервые у Толстого пытается “опроститься” среди гребенских казаков, дружит со старым охотником дядей Ерошкой, пьет с ним чихирь, увлекается казачкой Марьяной. Но реалист Толстой далек от утопизма Руссо. Станица отвергает чужака, Марьяне куда ближе Лукашка, человек ее круга. “Казаки” — одно из немногих классических произведений о простых вольных людях, красоте их жизни.
В начале 60-х гг. писатель приступил к работе над романом “Декабристы”, но постепенно перешел от замысла произведения о возвратившемся из Сибири декабристе к большому историческому полотну. Женившись в 34 года, начав новый этап в своей биографии (семейная тема — важнейшая для Толстого), он испытал прилив творческих сил. 1863—1869 гг. отданы “Войне и миру” (публикация первых частей под заглавием “1805 год”, один из замыслов имел название “Все хорошо, что хорошо кончается”: предполагалось оставить в живых Андрея Болконского и Петю Ростова). Реализация первоначальных намерений колоссально их превзошла. Самый популярный тогдашний русский писатель И.С. Тургенев признал за Толстым “первое место между всеми нашими современными писателями”.
После “Войны и мира” Толстой, с полным основанием считавший “узлом” всей последующей истории России эпоху Петра I, изучал материалы о ней и сделал немало набросков нового исторического романа, но наконец, признав это время слишком далеким (в психологическом и иных отношениях) от современности, оставил свой замысел. В 1873—1877 гг. была создана “Анна Каренина”. Хотя Толстой и говорил, что в ней он любил “мысль семейную”, моралистический замысел был преодолен, разорвавшая семейные узы ради любовного чувства героиня, не понятая любовником и отторгнутая обществом, в отчаянии покончившая с собой, вызывает сочувствие автора и читателя как жертва собственных сложных переживаний и светских норм поведения, в изрядной степени лицемерных. Параллельная главной сюжетной линии линия Константина Левина, персонажа, весьма близкого автору, вдвигает содержание этого любовного романа в значительно более широкий и глубокий социально-исторический контекст. “У нас теперь, — размышляет Левин о пореформенной действительности, — когда все это переворотилось и только укладывается, вопрос о том, как уложатся эти условия, есть только один важный вопрос в России...” Но итог духовных исканий героя был искусственно упрощен: он ставит себе в пример старого крестьянина Фоканыча, который, по словам мужиков, “для души живет, Бога помнит”. Этот итог предвещал мировоззренческий кризис Толстого, произошедший в нем на рубеже 70—80-х гг. внутренний перелом, породивший отречение от своего художественного творчества (подчас поздний Толстой писал “художественное” тайком от жены, мучаясь противоречием между провозглашаемым учением и творческой потребностью). “Толстовство” довольно широко распространилось, захватило на исходе лет, например, Н.С. Лескова.
С 80-х гг. Толстой живет преимущественно в Москве, пишет трактаты, публицистические статьи, компилирует из четырех Евангелий собственное (божественной природы Иисуса Христа он не признавал), критикует догматическое богословие, создает назидательные, нарочито упрощенные “народные рассказы”. Но тогда же появляются повести “Холстомер. История лошади” и “Смерть Ивана Ильича” (обе напечатаны в 1886 г.), в которых глубокий психологизм соединился с исключительно острым социальным критицизмом. Повести “Крейцерова соната” (1891), “Дьявол”, “Отец Сергий” (две последние писались в 1889—1890 и 1890—1898 гг., опубликованы посмертно) с небывалой откровенностью ставили запретный для русской классической литературы вопрос о власти пола над человеком, но далеко к нему не сводились. Написал Толстой и несколько пьес, лучшая из которых — “Живой труп” (1900, опубликована в 1911 г.), показывающая неизбежность гибели слабовольного, но хорошего человека, который пытается уйти из привычной жизни своего социального круга с его законами.
Десять лет создавался роман “Воскресение” (1899) — “завещание уходящего столетия новому” (A.A. Блок). Толстой и в нем преодолел моралистический замысел, нравственное “воскресение” князя Дмитрия Нехлюдова скорее декларировано, чем художественно раскрыто, зато сюжет, в основе которого хлопоты героя за несправедливо приговоренную к каторге Катюшу Маслову, которую он некогда соблазнил и которой сломал жизнь, позволил показать многочисленные социальные слои России сверху донизу так, как никогда не бывало ни в каком произведении. Едко ироническое изображение церковной службы в романе было одной из причин того, что Синод констатировал отпадение Толстого от православной церкви (но не “отлучал” буквально и тем более не предавал анафеме). Последнее крупное художественное произведение писателя, над которым он работал в 1896—1904гг., — историческая повесть “Хаджи-Мурат” из времен Кавказской войны, где “властный абсолютизм” критикуется в лице как Николая I, так и имама Шамиля, прославляются внутреннее благородство и жизненная стойкость главного героя. Одна из последних статей Толстого, “Не могу молчать” (1908), была протестом против смертных казней, вызванных революцией 1905—1907 гг.
Толстого как писателя и публициста характеризует страстная убежденность. Для этого правдоискателя недопустима мысль, что истина человеку недоступна.