«В его повестях, как в зеркале, отразилась жизнь сердца» В. Г. Белинский (По повести H. М. Карамзина «Бедная Лиза»)

1. Личность автора, его эстетические взгляды.
2. Новаторства Карамзина.
3. Основной смысл повести «Бедная Лиза».
4. Краткий анализ произведения.
5. Современники о писателе.

Творчество Н. М Карамзина занимает особое место в рамках литературы XVIII века. Именно с его именем связывают рассвет русского сентиментализма. По словам известного критика того времени В. Г. Белинского, Карамзин подошел к сфере новых идей, первый в России стал писать новые по своему стилю произведения, в которых «изображалась жизнь сердца и страстей посреди обыкновенного повседневного быта».

 

Эстетические взгляды художника слова сформировались благодаря философии и литературе Просвещения, а также усвоению опыта западноевропейского сентиментализма. Свои эстетические взгляды писатель высказал в очерке «Что нужно автору?» и в ряде заметок и небольших статей, опубликованных в журналах «Московский вестник» и «Вестник Европы».

В конце XVIII века основным достоинством произведений Карамзина считалась чувствительность. Действительно он первый в истории русской литературы писатель, направивший свое мастерство на описание психологического мира своих героев и достигнувший в этом высокого мастерства. Он умел очень тонко, но вместе с тем живо, передать все оттенки чувств и эмоций, метания сердца влюбившегося человека и душевную тяжесть человека отвергнутого. Через погружение читателя в мир «нежных страстей» писатель учит его состраданию. Благодаря этому Карамзин стал новатором в русской литературе как блестящий мастер психологического портрета, состояния человека и характера героя со всеми его противоречиями и недостатками.

Повесть «Бедная Лиза», написанная в 1792 году и посвященная перипетиям судеб двух влюбленных, не является программным произведением для автора, однако снискала особенную популярность среди современников. Герои ищут счастья в любви, но не находят его, так как окружающий их жестокий мир мешает им в этом. Страдания, вызванные искаженной обществом любовью, приводят героев к смерти — одного к физической, другого — к душевной.


Главная героиня Лиза живет с матерью в Подмосковье, в небольшом, но уютном домике на берегу Москвы-реки. И мать, и отец (умерший на момент описываемых событий) прививали дочери высокие моральные и нравственные качества. Они учили ее тому, что всему в жизни надо добиваться самой и что нельзя надеяться на то, что что-то. достанется даром. Сами они следовали этим принципам неуклонно: отец «любил работу, пахал хорошо землю и вел всегда трезвую жизнь», мать после смерти мужа оставалась ему верна и часто о нем вспоминала со слезами, «ибо и крестьянки любить умеют». Воспитанная в строгости Лиза «трудилась день и ночь — ткала холсты, вязала чулки, весною рвала цветы, а летом брала ягоды — и все сие продавала в Москве».

Образ Лизы — наиболее близок и дорог автору. О ней он говорит постоянно с какой-то тихой нежностью, как если бы знал подобную девушку лично. На стороне героини он остается и во время кульминации основного конфликта. Простая девушка полюбила всей полнотой своих чувств (при этом так и не признавшись матери) доброго и хорошего, но избалованного и легкомысленного дворянина, неравного ей по сословию. Эраст при всех своих положительных качествах не способен думать о последствиях своих действии.

 

Чувства героини крепки, глубоки искренни и бескорыстны. Несмотря на понимание того, что «барин» никогда не возьмет простую девушку замуж, Лиза продолжает любить Эраста искренне и самозабвенно: «совершенно отдавшись ему, им только жила и дышала... и в удовольствии его полагала свое счастье, совершенно не думая о себе».

 

Отношения Лизы и Эраста описаны в классических для сентиментализма пасторальных тонах. Более того, пасторальность в данном случае подчеркивается и основным местом действия — простым подмосковным пейзажем. Трагический конец произведения вовсе не в нравственной убогости героев, а в недостатке ответственности в характере главного героя и в силу непреодолимых обстоятельств. Читатель помнит, что в начале повести Эраст собирался «жить с Лизою как брат с сестрою», однако переоценил силу своей сдержанности. Потом он пресытился отношениями и захотел прекратить их. Для Лизы же отсутствие Эраста равносильно отсутствию жизни, в связи с чем героиня кончает жизнь самоубийством.

 

Однако несчастная любовь драматична не только для Лизы, но и для ее возлюбленного. О душевной травме героя автор говорит следующее: «Эраст был до конца своей жизни несчастлив. Узнав о судьбе Лизиной, он не мог утешиться и почитал себя убийцею». Сам писатель не считает своего героя типичным: «Люди делают много зла — без сомнения — но злодеев мало; заблуждение сердца, безрассудность, недостаток просвещения виною дурных дел...».

Новаторство Карамзина-психолога состоит в том, что роль социально-этической проблемы в благополучной развязке не оказалась заниженной. На это обратил внимание критик В. В. Сиповский, написав в «Очерках из истории русского романа» следующее: «"Бедная Лиза" — потому и была принята русской публикой с таким восторгом, что в этом произведении Карамзин первый у нас высказал то «новое слово», которое немцам сказал Гете в своем "Вертере". Таким "новым словом" было в повести самоубийство героини. Русская публика, привыкшая в старых романах к утешительным развязкам в виде свадеб, поверившая, что добродетель всегда награждается, а порок наказывается, впервые в этой повести встретилась с горькой правдой жизни».

Творчество Карамзина сыграло большое значение в развитии и становлении русской национальной литературы. А. С. Пушкин писал о нем: «Чистая, высокая слава писателя принадлежит России, и ни один писатель с истинным талантом, ни один ученый человек, даже из бывших ему противниками, не отказал ему дани уважения глубокого и благодарности». А по словам В. Г. Белинского «Карамзин первый на Руси начал писать повести, которые заинтересовали общество... повести, в которых действовали люди, изображалась жизнь сердца и страстей посреди обыкновенного повседневного быта, повести, в которых как в зеркале, верно отражается жизнь сердца... как она существовала для людей того времени».

Печать Просмотров: 21163
Версия для компьютеров