«Второй Чаадаев, мой Евгений»

Лучшие года жизни (1823—1831) А. С. Пушкин отдал созданию романа в стихах «Ев­гений Онегин», вложив в него «плоды ума холодных наблюдений и сердца горест­ных замет». В этом произведении среди прочих героев перед нами предстали дворяне пушкинской эпохи.

Автор создал типичный образ молодо­го дворянина-интеллигента, вольнолю­биво настроенного, который критически относился к светской жизни, однако не был членом тайных обществ. Почему главным героем романа стал дворянин? Именно в то время среднее дворянство находилось на вершине своего разви­тия, было тем общественным слоем, в котором выразился «прогресс русско­го общества». С главным героем романа Евгением Онегиным мы знакомимся уже в первой главе, и автор представляет его по-разному: «наследник всех своих родных», «добрый мой приятель», «вто­рой Чаадаев». Герой «родился на брегах Невы», его воспитание и образование в детстве и юности типичны для дворян того времени:

Он по-французски совершенно

Мог изъясняться и писал;

Легко мазурку танцевал

И кланялся непринужденно...

Онегин — «наследник всех своих род­ных» (хотя отец его разорился), поэтому ему доступны все удовольствия светской жизни Петербурга. Одетый «по послед­ней моде», он проводит время на балах и в модных салонах, посещает театр и лучшие рестораны. Евгений соответству­ет общим правилам, поэтому «свет ре­шил, что он умен и очень мил».

Но Онегин не просто «молодой повеса». Не случайно А. С. Пушкин сравнивает его с Чаадаевым, которого многие считали прототипом главного героя. Чаадаев был человеком необыкновенным, он был из­вестен своим свободолюбием и незави­симостью суждений, честностью, утон­ченным аристократизмом и щегольством в одежде. Пушкин называет Онегина пе­тербургским денди, и это создает ореол исключительности и загадочности. Ден­дизм отличается эстетизмом жизненного стиля во всем — от одежды до «блеска ума», он предполагает культ собственной индивидуальности. Евгений Онегин так же, как Чаадаев, выделяется независимо­стью. Оппозиционность в поведении, равнодушие к чинам и служебной карье­ре, культ праздности, изящного наслаж­дения и личной независимости, полити­ческое вольнодумство — вот общие чер­ты поколения 1820-х годов. Так же, как

Чаадаев, Онегин понял и оценил свет: «...Рано чувства в нем остыли; ему наску­чил света шум...» «Светский лев», дале­кий от идеалов Пушкина, вырастает в се­рьезную личность, достойную стать ря­дом с автором, устанавливая единство их взглядов:

Условий света свергнув бремя,

Как он, отстав от суеты,

С ним подружился я в то время.

Мне нравились его черты,

Мечтам невольная преданность,

Неподражательная   странность

И резкий, охлажденный ум.

Характер героя в конце первой главы оказался совсем не таким, каким был в на­чале романа. Таким образом, Онегин уже с первой главы показан в динамике, в раз­витии, что связано с «ростом» самого ав­тора. Так, получив типичное для своего времени поверхностное образование («мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь»), Онегин затем много чита­ет, анализируя прочитанное. От светского полуневежества и верхоглядства герой се­рьезно погружается в мир знаний. Он так же, как и автор, стремится «в просвеще­нии стать с веком наравне». Это было вре­мя подъема русского самосознания, про­бужденного войной 1812 года. В обществе возрастает интерес к писателям Англии, Франции и Германии. Поэтому не случай­но не только Онегин, но и Владимир Лен­ский отличаются начитанностью, образо­ванностью, стремлением к решению фи­лософских вопросов, богатым внутренним миром. Молодые герои романа являются представителями передовой образован­ной дворянской интеллигенции. Не зря ав­тор описывает проблемы, которые обсуж­дают Онегин и Ленский. Но в книгах герой не нашел ответов на мучившие его вопро­сы в силу субъективности и предвзятости позиций авторов:

Отрядом книг уставил полку,

Читал, читал, а все без толку:

Гам скука, там обман иль бред;

В том совести, в том смысла нет...

А» С. Пушкину близок критический взгляд героя на литературу и на жизнь в целом. Высокие требования, предъявля­емые Онегиным ко всему и всем, — при­знак глубокого, неравнодушного ума. Именно «резкий, охлажденный ум» героя позволил ему критически оценить людей, общество и жизнь: «Кто жил и мыслил, тот * не может в душе не презирать людей...» Таким образом, в Евгении Онегине Пуш­кин первым из русских писателей изобра­зил тот тип образованного дворянина-ин­теллигента, который сложился в 20-е годы XSX века и в котором «выразился прогресс

русского общества».


 

Печать Просмотров: 8465
Версия для компьютеров