«Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать» (анакреонтические мотивы в поэзии А. С. Пушкина)

Творчество А. С. Пушкина разно­образно, как сама жизнь. Любовь, ненависть, смысл бытия, стремле­ние к свободе, муки творчества — все это становится объектом по­этического   исследования.

Пушкин унаследовал лучшие тра­диции мировой и русской литера­туры. Наиболее ярко это прояви­лось в стихах о предназначении поэта и поэзии. Преемственность подчеркнута эпиграфом к стихотворению «Я памятник себе воз­двиг...» — Пушкин выбирает нача­ло оды Горация «Exegi monumentum». Строки этого стихотворения перекликаются со строками Ломо­носова: «Я знак бессмертия себе воздвигнул. Превыше пирамид и крепче меди...» — и Державина: «Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный, Металлов тверже он и вы­ше пирамид...» Но Пушкин пред­лагает иное, чему предшествен­ников, понимание предназначе­ния  поэта.

Поэтические строки Пушкина всегда предполагают бесконечное множество   осмыслений.

«Что же было предметом его по­эзии?» — спрашивал Гоголь. И от­вечал: « Все стало предметом». Действительно, в стихах Пушкина мы найдем все: и реальные порт­реты времени, и философские размышления о главных вопросах бытия, и портреты вечного изме­нения природы и движения чело­веческой души. Пушкин был боль­ше, чем поэт. Это был историк, философ, политик, — человек, являющий собой эпоху.

Поэт был  настоящим живописцем природы,   он  воспринимал  ее  зор­ким  взглядом художника  и тонким слухом  музыканта: Унылая   пора!  

Очей   очарованье!

Приятна    мне   твоя   прощальная   краса...

Часто   через   символику   пейзажа поэт передает свои вольнолюби­вые  порывы:

Прощай,    свободная   стихия!

В   последний  раз  передо  мной

Ты  катишь   волны  голубые

И   блещешь   гордою   красой.

В стихотворении «К морю» Пуш­кин ассоциирует образ моря с не­спокойной бурной стихией, со «свободной стихией» борьбы.

Другое настроение воплощено в стихотворении «Я помню чудное мгновенье...». В нем Пушкин рас­сказывает не только о своей люб­ви, но и о том, как изменило его жизнь это чувство: «...Звучал мне долго голос нежный, И снились ми­лые черты». Стихотворение пост­роено на сопоставлении двух обра­зов: любви и жизни. Жизнь идет своим чередом «в глуши, во мраке заточенья», но любовь — это «божество и вдохновенье», которые торжествуют над жизнью.

Или — другая тема. Тема смерти. Цепь жизнь — смерть непрерыв­на — в этом смысл пушкинского образа «пир во время чумы»: «Эта черная телега имеет право всюду разъезжать». Один из героев Пуш­кина дерзновенно славит царст­вие  чумы:

Есть упоение  в  бою,

И бездны  мрачной  на  краю,

И в  разъяренном океане  

Средь  грозных волн и  бурной  тьмы,

И   в   аравийском   урагане.

И в дуновении  чумы!

Все,   все,   что гибелью грозит,

Для  сердца   смертного   таит

Неизъяснимы    наслажденья    

Бессмертья,    может  быть,    залог.

Вся поэзия Пушкина является оп­равданием Бога-творца, оправда­нием добра. И это главное ее на­значение.

Пушкин «видел и внимал» всю ок­ружающую его жизнь. Его произве­дения именно поэтому так близки многим читателям. Он жил, «чтоб мыслить и страдать», и, читая его строки, мы мыслим и страдаем вместе с Пушкиным.

Печать Просмотров: 7091
Версия для компьютеров