«He страшусь изображать суровую правду жизни такой, какова она есть» (по пьесе М. Горького «На дне»)

Свобода - во что бы то ни стало! - вот
ее духовная сущность. Ta свобода, ради
которой люди опускаются на дно
жизни, не ведая того, что там
они становятся рабами.
К.С. Станиславский

Пьеса М. Горького «На дне» была написана в 1902 году. Она остро ставит не только социальные проблемы, но и философские, главная из которых - сущность человека, его назначение. В пьесе «На дне» Горький изобразил жизнь босяков, обитающих в костылевской ночлежке, которая одновременно похожа на пещеру и на тюремную камеру.
По ходу сюжета каждый персонаж бросает жестокую правду в лицо своему собеседнику, слыша ее и в свой адрес. Сатин и Бубнов предлагают подобной правдой проверять человека на излом: «По-моему — вали всю правду, как она есть! Чего стесняться?» Обитатели ночлежки - люди без будущего, да и прошлое-то не у всех есть, если Барон - бывший барон, а Сатин - бывший телеграфист, Актер - бывший актер провинциального театра, то Васька Пепел - отродясь вор, а у Насти прошлого вообще нет - не было ни родителей, ни семьи. В настоящем же все равны в нищете и бесправии.

В этих условиях и обнаруживается истинная сущность человека. Нa вопрос, остается ли человек, лишенный всех условий нормальной жизни, человеком, Горький отвечает утвердительно. Человеческое в этих людях не погибло, оно прорывается в бытовых мелочах. Странник Лука, многое претерпевший в жизни, сумел сохранить в себе лучшие человеческие качества: внимание к каждому человеку, чувство сострадания. Его приход осветил ночлежку лучом доброты и ласки к людям, желанием помочь им. Атмосфера в ночлежке с приходом Луки стала человечнее, что-то давно забытое начало пробуждаться в душе каждого, начали вспоминать прошлое, когда у них были не клички, а имена.

Лука принес в ночлежку не только доброту, но и свою философию, свою правду о человеке, правду спорную и противоречивую. Сущность позиции Луки раскрывается в двух притчах. Рассказ Луки о том, как он пожалел двух грабителей, замышлявших убийство, накормил и обогрел, то есть на зло ответил добром, подтверждает то, как отзываются о нем некоторые персонажи: «Хороший был старичок!» (Настя); «Он жалостливый был...» (Клещ); «Человек - вот правда... Он это понимал...» (Сатин).

В притче о «праведной земле» ставится вопрос о том, нужна ли человеку правда. Человек удавился, когда узнал, что «праведной земли» не существует. Лука считает, что людям правда не нужна, так как положение их безнадежно. Жалея их, он и утешение им придумывает красивые сказки, вселяет в и их веру в несбыточное. «Лгал из жалости к вам», - говорит Сатин. И эта ложь давала людям силы жить, сопротивляться судьбе и надеяться па лучшее.

Пьеса «На дне» - это иносказание о человеке, для которого жизнь и правда полярно разошлись. Правда человека и правда о человеке никак не могут совпасть у героев пьесы. Например, у Насти. Бубнов и Барон смеются над выдуманной ею историей о любви к ней Рауля. За этой выдумкой стоит внутренняя потребность Насти в этой любви и вера в то, что такая любовь изменила бы ее и ее жизнь. Для нее это самая святая правда. Ho правда Насти не может перейти из сферы мечты в сферу реальности. Она не отделилась от Насти и не перешла в факт ее жизни.

Противоречие между правдой героя и правдой о герое характерно почти для каждого персоналса, включая Сатина, который любит повторять: «Хорошо это - чувствовать себя человеком!» А на деле он - „арестант, убийца, шулер". Горький в пьесе «На дне» перекинул мостик между понятиями «человек» и «правда». В завершающих спорах о правде и человеке в монологах Сатина эта мысль формулируется четко: «Что такое - правда? Человек - вот правда». «Существует только человек, все остальное - дело его рук и его мозга». Ho Горькому, голая правда не представляет ценности. Правдолюбец Бубнов обрисован драматургом с откровенной неприязнью. Он исповедует правду факта. He следует пытаться что-то изменить в жизни, нужно смириться со злом и плыть по течению: «Люди все живут... как щепки по реке плывут».

Эта позиция подрывает стремление каждого человека к лучшему, лишает его надежды, делает его пассивным, жестоким и бессердечным. В спор с Лукой и Бубновым вступает Сатин, который в своем знаменитом монологе утверждает свою правду о человеке. Отвергая убогий идеал сытости, основанный на власти денег, Сатин говорит о самоценности человеческой личности. Человек - центр мироздания, он творец, преобразователь жизни. «Существует только человек, все нее остальное - дело его рук и мозга».

Он говорит о равенстве всех людей, независимо от их социального положения и национальной принадлежности. Нужно только посмотреть правде в глаза, поверить в свои силы и изменить мир к лучшему. Слова Сатина, вселяющего веру в человека, в его разум и творческую энергию, только на время подействовали на ночлежников. Горький не столько ищет в пьесе готовый ответ на вопрос: «А есть ли на свете способ вырваться на свободу из этого порочного круга?», сколько ставит вопрос: «А можно ли считать человеком того, кто смирился и больше не ищет ответа на этот вопрос?».

Отсюда и стержневой мотив пьесы - противоречие между Правдой раба и свободой Человека. Художественная ценность пьесы в том, что она задала этот острый и мучительный вопрос, а не в том, что найден ответ. Ответа не было и в жизни. И вопрос прозвучал как надежда для тех, кто отчаялся и смирился, и как вызов тем, кто предпочитал философствовать в комфорте.
Печать Просмотров: 9794
Версия для компьютеров