Анализ повести "Гобсек" и романа "Отец Горио" Бальзака О.
Повесть «Гобсек» была написана в 1830 году. Позднее, в 1835 году Бальзак отредактировал ее и включил в состав «Человеческой комедии», связав с романом «Отец Горио» с помощью так называемого «переходящего персонажа».
Так, красавица графиня Анастази де Ресто, одна из должниц ростовщика Гобсека, оказывается дочерью разорившегося фабриканта- «вермишельщика» Горио.
И в повести, и в романе Бальзак обращается к изначальным свойствам человеческой психологии — скупости («Гобсек»), беззаветной отцовской любви к детям («Отец Горио»).
Бальзак — исследователь психологии, мастер детали, знаток социальной жизни разных пластов человеческого общества свого времени. Гобсек — не «модель скупца», но живой зримый человек, ростовщик эпохи Реставрации. Наслаждение этому накопителю доставляет не просто обладание деньгами, но тайная власть над людьми, которую и дают деньги.
Постепенно здравое умение приобретать капитал и умножать его превращается в болезненную страсть, которая лишает Гобсека человеческих черт и убивает его сначала морально, а потом и физически.
Запасы очень дорогих паштетов из гусиной печени гниют, отравляя воздух квартиры смрадом, — и это образ гниения человека. Искушенный читатель сразу увидит родство героя Бальзака с Плюшкиным из «Мертвых душ» Н.В. Гоголя.
Добродетель и порок — взаимосвязаны. Отец Горио — любящий отец-буржуа, способен выражать свою привязанность к дочерям только с помощью денег и дорогих подарков. Развратив их чрезмерной благосклонностью и всепрощением, он сам становится виновником их эгоизма и собственной смерти в одиночестве. Однако не менее — и даже более! — виновно и общество, предлагающее в качестве совершенных моделей преуспевания предательство, цинизм, умение приспосабливаться и льстить. Жалость, сочувствие, искренняя любовь — не модны и не уместны в этом мире. Однако в некоторых персонажах сочетаются и трезвый расчет, и способность любить, и раскаяние. Так, виконтесса де Босеан дает своему дальнему родственнику Растиньяку дельный совет — преуспеть, завязав интрижку с богатой женщиной. Однако сама решает оставить свет, когда ее возлюбленный находит себе выгодную невесту.
Сам Растиньяк — распространенный в обществе и литературе того времени тип: Бальзак неоднократно избирает для своих романов сюжет о молодом провинциале, решившем завоевать Париж. Этот молодой человек честолюбив, полон решимости, готов расстаться с романтическими иллюзиями — но, тем не менее, способен искренне привязаться к Дельфине и почувствовать жалость к ее несчастному жалкому отцу, даже тратит на его похороны свои последние деньги. Пока в обществе существуют тенденции достигать успеха, «шагая по головам», «Человеческая комедия» Бальзака не утратит своего значения.
Просмотров: 28013