Автор и главный герой в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»

Роман в стихах Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин» воспроизводит картину русского общества конца 1810-х - второй половины 1820-х годов. Это было время подъема национального самосознания, усиления недовольства передовой интеллигенцией самодержавным строем. «Евгений Онегин» - роман об умственной жизни и исканиях дворянской интеллигенции перед восстанием декабристов. В романе в стихах Пушкин не создает «призрака самого себя», не повторяет себя в серии своих героев, а разворачивает широкую картину современной ему жизни, показывает целую галерею самых разнообразных человеческих характеров.

В первой же главе «Евгения Онегина» виден новый метод Пушкина - широкое и правдивое изображение людей и явлений такими, как они есть в действительности. Указывая на сходство некоторых черт в характере Евгения Онегина с самим собой (оба они представители передовой молодежи), Пушкин одновременно с этим резко подчеркивает и существенные различия между собой и героем:

Всегда я рад заметить разность 
Между Онегиным и мной,
Чтобы насмешливый читатель 
Или какой-нибудь издатель 
Замысловатой клеветы,
Сличая здесь мои черты,
Не повторял потом безбожно,
Что намарал я свой портрет,
Как Байрон, гордости поэт,
Как будто нам уж невозможно 
Писать поэмы о другом,
Как только о себе самом.

Рядом с героями автор выступает не только как рассказчик, но и как действующее лицо романа. Он друг Онегина, с которым познакомился и подружился в Петербурге. Он любит Татьяну, «свято бережет» ее письмо к Онегину:

Письмо Татьяны предо мною;
Его я свято берегу,
Читаю с тайною тоской
 И начитаться не могу.
Кто ей внушал и эту нежность,
И слов любезную «небрежность»?

У него «на случай сохранились» стихи Ленского «Куда, куда вы удалились». Рассказывая о своих друзьях и знакомых, автор - неравнодушный созерцатель происшествий их жизни, не просто спокойный наблюдатель. Он принимает живейшее участие в их судьбе, откликается на их переживания, говорит о них то с любовью, с участием, а то и иронически, а иногда строго осуждает поведение своего героя (например, Онегина за то, что он принял вызов Ленского). В некоторых же строфах автор выступает уже как один из основных героев романа: рассказывает о своих лицейских годах, о ссылке, о жизни в деревне, делится с читателями своими мыслями, высказывается по общественно-бытовым вопросам, о литературе, о театре и т. п.:

Увы, на разные забавы 
Я много жизни погубил!
Но если б не страдали нравы,
Я балы б до сих пор любил.
Люблю я бешеную младость,
И тесноту, и блеск, и радость.

Но образ поэта предстает перед нами не только в лирических отступлениях. Он проявляется и в самом тоне повествования, оценке явлений жизни. Многое из своих ощущений поэт вложил в образ главного героя романа. Назвав свой роман по имени одного из героев, Пушкин тем самым подчеркнул центральное положение среди них Евгения Онегина: 

Условий света свергнув бремя,
Как он, отстав от суеты,
С ним подружился я в то время.
Мне нравились его черты,
Мечтам невольная преданность,
 Неподражательная странность 
И резкий, охлажденный ум.

Онегин молод, умен, богат; по своим интеллектуальным качествам он на голову выше окружающей его светской среды - «светской черни», пустоту и ничтожность которой он превосходно понимает и искренно презирает. И в то же время он глубоко несчастен — томится, скучает, нигде не находит себе места, не может заняться никаким делом, которое принесло бы ему хотя бы малейшее удовлетворение. Богатая натура, он не находит себе никакого применения; даже в личной жизни его постигает неудача: роман с Татьяной кончается полным крушением. Но в образе и в судьбе героя показана отнюдь не исключительная жизненная ситуация. Уже при появлении первой главы «Онегина» критики признавали широкую распространенность подобного характера и исключительную правдивость его обрисовки.

Пушкин в первой главе подчеркивает свою дружбу с Онегиным, и действительно, современники склонны были узнавать в ряде друзей поэта живой оригинал его героя. Все это свидетельствует, что при яркой художественной индивидуализации, «портретности» образа Онегина Пушкин сумел воплотить в нем некий социальный характер, в котором заключались и черты эпохи. И Пушкин не ограничивается тем, что гениально раскрывает характер героя; он глубоко, психологически точно объясняет его.

С этой целью поэт не только представляет своего героя читателям, но и сразу начинает самым обстоятельным образом его с ними «знакомить», последовательно показывает, как и почему этот характер сложился.

Но Онегин по своей натуре выделяется из аристократической молодежи. Пушкин отмечает его «мечтам невольную преданность, неподражательную странность и резкий, охлажденный ум», чувство чести, благородство души. Это не могло не привести Онегина к разочарованию в жизни и интересах светского общества. Покинув его, он пробует заняться какой-либо полезной деятельностью. Из попытки писать ничего не вышло: у него не оказалось призвания («зевая, за перо взялся») и привычки к труду. Попытка борьбы с «душевной пустотой» посредством чтения тоже оказалась безуспешной. Пытается Онегин заняться устройством жизни крестьян в имении, которое он получил в наследство от дяди:

Ярем он барщины старинной
 Оброком легким заменил...

Спасти от «душевной пустоты» не смогли Онегина и прекрасные чувства - любовь и дружба. Он отверг любовь Татьяны, поскольку выше всего ценил «вольность и покой», не сумел разгадать всю глубину ее натуры и ее чувств к нему. Он убил своего друга Ленского, поскольку не смог пойти наперекор общественному мнению, которое он внутренне презирал. В подавленном состоянии Онегин уехал из деревни. Он «начал странствия», но и это не развеяло его. В образе Онегина Пушкин показал тот путь, которым шла часть дворянской интеллигенции его времени. Но я считаю, что образ Онегина глубже - он показывает жизнь и развенчанные идеалы любого молодого человека, столкнувшегося с реальной жизнью.


Печать Просмотров: 10055
Версия для компьютеров