Баня характеристика образа Победоносикова

Победоносиков — крупный партийно-государственный функционер, «главный начальник по управлению согласованием, главначпупс». Фамилия пародийно ассоциирует его с правым политическим деятелем К. П. Победоносцевым (1827—1907), который в 1880—1905 был обер-прокурором Святейшего Синода и прославился фразой о необходимости «подморозить Россию». От П. зависит судьба изобретенной молодыми энтузиастами машины времени. Однако в его учреждении все решает секретарь П. — Оптимистенко, который не допускает изобретателей к гланачпупсу и передает им его решение: отказать. Находящийся в своем кабинете П. показан в различных видах деятельности: он диктует машинистке Ундертон речь по поводу открытия новой трамвайной линии, незаметно для себя переключаясь на речь о Л. Толстом. В ответ на замечание машинистки П. заявляет, что намерен уволить ее. Затем П. разговаривает с Бельведонским, Ночкиным. После этого Оптимистенко подсылает к П. переводчицу Мезальянсову, которая должна очаровать женолюбивого главначпупса. П. намерен под видом служебной командировки отправиться с Мезальянсовой на курорт. В III действии комедии возникает ситуация «театра в театре» и образ П. как бы раздваивается: главначпупс в качестве высокопоставленного зрителя оказывается в первом ряду зрительного зала, присутствуя на репетиции пьесы, персонажем которой сам является. Видя на сцене самого себя, П. заявляет режиссеру: «Сгущено все это, в жизни так не бывает,.. Ну, скажем, этот Победоносиков. Неудобно все-таки... Изображен, судя по всему, ответственный товарищ, и как-то его выставили в таком свете и назвали еще как-то «главначпупс». Не бывает у нас таких, ненатурально, нежизненно, непохоже». По мнению П., театр должен показывать «светлые стороны нашей действительности». Сымпровизированная режиссером и актерами примитивно-аллегорическая пантомима «Труд и капитал актеров напитал» приводит П. в восхищение. Он лишь советует: «Вы только введите сюда еще самокритику, этаким символистическим образом, теперь это очень своевременно. Поставьте куда-нибудь в сторонку столик, и пусть себе статьи пишет, пока вы своим делом занимаетесь». Жена П. понимает суть его «командировки» и просит мужа лишь о том, чтобы он отпустил ее. П. наотрез отказывается, поскольку развод скомпрометировал бы его, и говорит: «Тебе, тебе нужно скрывать, скрывать твои бабьи мещанские, упадочные настроения».

Во время их объяснения на лестничной площадке внизу появляются Велосипедкин, Чудаков, Двойкин и Тройкин, несущие построенную ими машину времени домой к Победоносико-ву. Однако до квартиры донести не успевают: прямо на площадке из машины возникает Фосфорическая женщина. Придя в себя, П. поручает Оптимистенко «справиться <...> возможная ли это вещь, сообразно ли это с партэтикой и мыслимо ли безбожнику верить в такие сверхъестественные явления». Позже сам П. оказывается в очереди перед дверью своего бывшего кабинета, в котором теперь помещается «Бюро по отбору и переброске в коммунистический век». В разговоре с Фосфорической женщиной П. стремится опорочить изобретателей, а о себе говорит, что у него нет никаких отрицательных качеств. На вопрос же о том, что он конкретно делает, П. объясняет: «Директивы провожу, резолюции подшиваю, связь налаживаю, партвзносы плачу, партмаксимум получаю, подписи ставлю, печать прикладываю... Ну, просто уголок социализма». Отправляясь в будущее, П. берет с собой вагонетку с вещами, а также четырех охотничьих собак. О своих планах он говорит: «Получив штаты, я переведу канцелярию в общемировой масштаб. Расширив штаты, я переведу масштаб в междупланетный». Перед отправлением он произносит «глубокомысленно»-абсурдную речь. Однако после «отправления» в будущее П. вместе с прочими «отрицательными » персонажами (Оптимистенко, Бельведонский, Мезальянсова и т. п.) остается в прежнем времени/пространстве. Он теряет авторитет, и те, кто раньше заискивал и льстил, теперь относятся к нему пренебрежительно; так, Мезальянсова говорит: «Ни социализма не смогли устроить, ни женщину! Ах вы, импо...зантная фигурочка, нечего сказать!» В финале комедии П. «выходит из роли» и «остраненно» задает вопрос зрительному залу: «И она, и вы, и автор — что вы этим хотели сказать, — что я и вроде не нужны для коммунизма?»

Печать Просмотров: 5727
Версия для компьютеров