Божественная комедия характеристика образа Данте

Данте — центральный персонаж поэмы, повествующий обо всем увиденном от первого лица. Д. в поэме принадлежит внешне пассивная роль, он словно выполняет повеление грозного ангела из «Апокалипсиса»: «Иди и смотри!» Абсолютно доверившись Вергилию, Д. может лишь послушно следовать за ним, смотреть на картины ужасных мучений и то и дело просить Вергилия, чтобы тот истолковал ему смысл увиденного. О. Мандельштам в «Разговоре о Данте» пишет: «Внутреннее беспокойство и тяжелая, смутная неловкость, сопровождающая на каждом шагу неуверенного в себе, измученного и загнанного человека, — они-то и придают поэме всю прелесть, всю драматичность, они-то и работают над созданием ее фона». Д. — истинный сын своей эпохи, того сложного переломного периода, когда в недрах средневекового мироощущения вызревали всходы нового понимания жизни и ее ценностей. В его душе еще живы аскетические идеалы, поэтому свободную, разрушающую узы брака любовь Франчески к Паоло, младшему брату своего мужа, он считает тяжким грехом. Когда во втором круге Ада (песнь 5-я) поэт слышит от Франчески рассказ об их «злосчастной любви», он, глубоко сочувствуя возлюбленным, не ропщет против постигшей их жестокой кары небес. Однако любовь, свободная от всякой чувственности, — это для Д. великая мировая сила, которая «движет солнце и светила». Такая любовь с юных лет связывает его с Беатриче, образ которой освещает всю его жизнь, подобно путеводной звезде. В конце «Новой жизни», подробно рассказывающей историю его любви к Беатриче, любви, которая постепенно восходит от бессловесного восхищения к благоговейному и возвышенному почитанию, поэт выражает надежду на то, что в будущем сможет «сказать о ней то, что никогда еще не говорилось ни об одной». Действительно, в «Божественной комедии» Беатриче предстает перед рассказчиком в образе святой, обитающей в Раю, в «небесной розе», местопребывании блаженных душ.

Печать Просмотров: 40029
Версия для компьютеров