Что такое "Модернизм"
МОДЕРНИЗМ — комплекс нереалистических направлений и групп, появившийся в литературе и других видах искусства после периода безоговорочного господства реализма, в России — с начала 1890-х гг. Модернизм — порождение кризисной эпохи, отражающее неприятие многих устоявшихся к тому времени норм и традиций общественного бытия и сознания. Ho это глубоко новаторское явление. Особенности поэтики, даже мироотношения модернизма повлияли и на художников, оценивавших его отрицательно, прежде всего на Горького, Бунина. С другой стороны, обновлявшийся реализм также влиял на некоторых модернистов.
Модернизм по определению — стремление к новому, небывалому и вместе с тем к использованию ценностей многих, иногда, в идеале, всех культурных эпох прошлого; даже их громогласное отрицание футуристами сопровождалось широчайшим вовлечением в поэзию религиозной образности, особенно у раннего Маяковского. Духовные ценности прошлого в модернизме радикально трансформировались, перетолковывались, форма же литературных произведений была ориентирована на почти абсолютное (в футуризме — абсолютное) новаторство, традиции признавались лишь в новых сочетаниях.
Хотя еще с 1830-х гг. в русской литературе установилось преимущество прозы перед стихотворной поэзией, в модернизме последняя лидирует и влияет на прозу так же, как в эпоху Некрасова проза влияла на поэзию. В 1880-е гг. господствовала именно эпигонская по отношению к Некрасову лирика “гражданской скорби” с достаточно однообразной заунывной интонацией, поиск в области формы отсутствовал. Количественно такая поэзия резко преобладала и на рубеже XIX—XX вв., однако ее эстетическое качество несопоставимо с качеством искусства модернистов. Они, кроме акмеистов (но и тут нужны оговорки), обычно тоже не принимали наличную действительность, но не только социальную, а действительность вообще и либо отрицали ее (так, Федор Сологуб воспевал смерть и выдуманную им далекую планету Ойле), либо стремились изменить с помощью искусства и философии, деятельности духа, которая ставилась неизмеримо выше деятельности приземленно-практической. Это приводило к “жизнетворчеству”: сама жизнь художников-модернистов, их поведение, внешний облик формировались по законам искусства, что, в свою очередь, питало художественное творчество.
Главные направления модернизма — символизм, акмеизм и футуризм. Русские старшие символисты, именуемые также декадентами, — это Д.С. Мережковский, З.Н. Гиппиус, Федор Сологуб (Ф.К. Тетерников), К.Д. Бальмонт, В.Я Брюсов и др. Мережковский в начале 90-хгг. писал, что идея общественного служения и “художественный материализм”, идущие от 60-х it. (Чернышевский, Добролюбов, Писарев), завели литературу и тупик, стали причиной падения художественного вкуса; три элемента будущей новой литературы — мистическое содержание, символы, выражающие “безграничную сторону мысли”, и импрессионизм, т.е. внимание к оттенкам явлений, к темному и бессознательному в нашей чувственности. Острая психологическая напряженность, утонченность, изысканность, изящество выражения стали признаками декадентства наряду с глобальным неприятием реальности, воинствующим эстетизмом и индивидуализмом. Ho старшие символисты существенно различались между собой. Мережковский, по сути, иллюстрировал образами, преимущественно в прозе на историческом материале, свои философские построения (он думал о царстве “третьего завета”, где будут сняты противоречия духа и плоти, христианства и язычества), а Брюсов, далекий от религиозного мистицизма, опирался на культурологические представления о периодах истории, интересуясь более или менее ими всеми, был искусным стилизатором, придавал огромное значение стихотворной технике. Культуру стиха символисты повысили чрезвычайно, создали и новую прозу. К.Д. Бальмонт уже в начале 1900-х гг., оставаясь символистом, занял во многом антидекадентскую позицию, в чем к нему близки появившиеся тогда младшие символисты: А.А. Блок, Андрей Белый (Б.Н. Бугаев), Вяч. И. Иванов и др. Они особенно высоко ставили философию B.C. Соловьева (1853—1900). Владимир Соловьев верил в христианское возрождение народов мира (с объединением разных конфессий) после страшного поражения в столкновении с желтой расой. Ему виделся вселенский организм как воплощение божественной идеи — Софии (мудрости), которая может выступать и в облике земной женщины. Соловьевство пронизывает творчество Блока от “Стихов о Прекрасной Даме” до “Двенадцати” и “Скифов”. Ho мистицизм Блок критиковал еще в 1907—1910 гг. К 1910 г. символизм испытывает кризис, хотя его представители не становятся творчески бесплодными. К символизму более или менее примыкали в разное время И.Ф. Анненский, М.А. Кузмин, М.А. Волошин, ранние В.Ф. Ходасевич, Н.С. Гумилев, О.Э. Мандельштам.
Символизм предполагает некое высшее единство мира, общее во внешних явлениях, сквозящее во всем сущностное начало. Поэтому символистам была близка духовная культура западного средневековья (они осмысливали как классическое наследие не только Античность, но и Средневековье и Возрождение, а также интересовались изначальным, докультурным сознанием — варварством). Русский символизм опирался прежде всего на немецкую романтическую эстетику и философию, но, во-первых, это не “двоемирие”, как романтизм, а “многомирие”, во-вторых, символизм не столько отрицает наличную действительность вообще (в отличие и от романтизма, и от “чистого” декадентства), сколько эстетизирует земное.
На рубеже 1912—1913 гг. заявил о себе акмеизм: Н.С. Гумилев, А.А. Ахматова, О.Э. Мандельштам и др. Теоретически акмеисты провозглашали приятие мира, ясность форм, отказ от мистической туманности. Ho поэтами они были очень разными, их объединяет главным образом то, что свой внутренний мир они выражали в высшей степени опосредованно. Гумилев воспевал экзотику (романтика странствий и легенд), Мандельштам — культуру в ее различных видах и непреходящем значении, Ахматова же — тонкую, сложную психологию современной женщины, которая не пассивно воспринимает свое место в жизни (пока в основном личной); о ее лирике вполне можно говорить как о психологическом реализме. В дальнейшем главные фигуры акмеизма существенно эволюционировали, как хотя бы условное единство он оказался недолговечен.
Самым шумным, даже скандальным направлением в постсимволизме стал футуризм, мысливший себя как искусство будущего. Он резко отрицал настоящее и особенно прошлое, пытался быть оригинальным буквально во всех отношениях, вплоть до создания нового “заумного” языка. В творчестве и поведении футуристов было много эпатажа, вызова буржуазной публике. К умеренной футуристической группе “Центрифуга” принадлежал Б.Л. Пастернак. Самой ранней и наиболее радикальной группой была “Гилея” (кубофутуристы), которую организовал Д.Д. Бурлюк, “художник по специальности и антрепренер-скандалист по призванию” [7, с. 273]: хотя первым заговорил о футуризме в 1911 г. сочинитель “поэз” Игорь Северянин (И.В. Лотарев), лидер эго-футуристов, “гилейцы” выпускали свои сборники с 1910 г. (“Садок судей”, 1910, “Пощечина общественному вкусу”, 1912, “Дохлая луна”, 1913, “Взял”, 1915, и др.). В них было много антиэстетических приемов. Особую роль сыграл “будетлянин” (интересовавшийся славянской древностью) Велимир (Виктор) Хлебников. Он обладал подлинно оригинальным, подчас очень глубоким, хотя во многом фантастическим мышлением, мечтал о возвращении к мифологическим началам бытия и создании нового естественного языка всех землян. В.В. Маяковский называл этого “Председателя Земного Шара” (самоприсвоенный титул) поэтом не для “потребителей”, а для “производителей”, который своим творческим опытом, языковым чутьем, экспериментами со словом много дает другим поэтам. Ho вполне успешно учился у Хлебникова только сам Маяковский, наиболее крупный поэт-новатор XX в., явивший редчайший пример художника, который, отвергая долгое время все классические традиции, создал немало произведений, равноценных классике. На рубеже XIX-XX вв. и позже не только футуризм, но и весь модернизм воспринимался как противоположность классики. Итог XX столетия — признание его классиками многих художников-модернистов.
В СССР модернизм подавляется к началу 30-х гг. В русском зарубежье его традиция жила, но общественно-исторической почвы для развития модернизма, каким он предстал в Серебряном веке, больше не было. Однако он существовал и во взаимодействии с другими художественными принципами, прежде всего реалистическими. Творчество лучших поэтов и прозаиков столетия А.А. Ахматовой, М.И. Цветаевой, Б.Л. Пастернака, О.Э. Мандельштама, CA. Есенина, В В. Маяковского, М.А. Булгакова, А.П. Платонова, В В. Набокова и др. необъяснимо только с помощью пришедших из XIX в. понятий “реализм” и “романтизм”. У каждого из них свой оригинальный синтез разных творческих принципов, не остававшийся неизменным.
Просмотров: 8091