Что такое "Проблема в литературном произведении"

ПРОБЛЕМА в литературном произведении — качество его содержания и формы, выделение какого-то их аспекта, акцент на нем, интерес, во многом определяющий тип читательского восприятия. А.С. Пушкин в конце января 1825 г. писал А.А. Бестужеву о “Горе от ума”

А.С. Грибоедова: “Цель его — характеры и резкая критика нравов”. Здесь под словом “цель” имеется в виду то, что сейчас называется проблематикой, главным предметом художественного интереса.

По одной из теорий, проблематика — одна из “сторон” идейного содержания наряду с тематикой и “идейно-эмоциональной оценкой жизни”, а именно “идейное осмысление писателем тех социальных характеров, которые он изобразил в произведении. Осмысление это заключается в том, что писатель выделяет и усиливает те свойства, стороны, отношения изображаемых характеров, которые он, исходя из своего идейного миросозерцания, считает наиболее существенными”. Эта механистическая концепция — следствие признания сущности искусства не эстетической, а идеологической.

Проблема может реализовываться на разных уровнях произведения. Так, философская проблематика “Моцарта и Сальери” Пушкина — качество идейно-эстетического содержания этой маленькой трагедии. Для читателя в принципе не столь важно, действительно ли А. Сальери отравил BA. Моцарта в 1791 г. (Пушкиным дата не указана), важны два особенных характера, две резко различные жизненные позиции. Известные имена здесь нужны ради экономии художественных средств: нет необходимости объяснять, что один из персонажей — гений, а второй — только талант. Ho для любого художественно-исторического произведения принципиально важно, что оно о Петре Первом, или Суворове, или Дмитрии Донском и о реальных событиях, с ними связанных. Здесь собственно историческая проблематика проявляется на уровне темы и образного мира произведения. Для русской классики особенно характерны различные социальные и социально-психологические проблемы.

В “Трех мушкетерах” А. Дюма-отца есть ряд персонажей, носящих исторические имена, но имеющих мало общего с их реальными прототипами. Это роман не исторический, а приключенческий, и авантюрность на уровне сюжета — аналог проблемы в собственном смысле, поскольку тематическое и идейно-эстетическое содержание в данном случае менее существенно, чем сюжет. В детективных же произведениях зачастую показываются несложные события, весь интерес состоит в раскрытии их секрета, в процессе этого раскрытия. Здесь — некий аналог проблемы, реализуемый на уровне фабулы.

Ho в основном литературоведы, говоря о проблеме, имеют в виду содержательное качество, принадлежность высокой литературы (включая классику), ее и называют проблемной; другие “литературные ряды” с точки зрения проблематики определяются труднее, часто это мнимо проблемные произведения, когда и автору, и читателю все в основном заранее понятно и известно, творческий поиск отсутствует. По другим, эпохального масштаба, мировоззренческим, причинам проблемности нет в литературной архаике, героическом эпосе, где все решено изначально. Проблемность в искусстве появляется тогда, когда можно один и тот же предмет толковать по-разному. В традиционалистских литературах, до классицизма включительно, известны были персонажи и сюжетные схемы, но в рамках канона нужно было предложить новую трактовку известного материала. В этом и состояла проблема для художников.
Печать Просмотров: 14488
Версия для компьютеров