Что такое "Род литературы"

РОД ЛИТЕРАТУРЫ — устойчивый (типологический) принцип оформления образного мира литературного произведения, определяющий характер его восприятия. Аристотель в “Поэтике” выделил три “способа подражания”. Соответственно этому разделению говорят о трех основных родах литературы: эпосе, лирике и драме.

По отношению к воспринимающему эпос есть рассказ о событиях и состояниях, драма — их показ, лирика — их переживание как бы изнутри. Драму сближает с эпосом наличие сюжета, возможность сравнительно широкого охвата действительности, с лирикой — эффект настоящего времени. В эпосе между тем, о чем рассказывается, и читателем стоит посредник-повествователь, поэтому рассказываемое всегда является художественным прошлым (для эпоса характерны глаголы в прошедшем времени; настоящее время иногда используется, например, в рассказах А.П. Чехова для создания впечатления тянущегося, словно остановившегося времени) — даже если действие происходит в будущем (фантастика), повествуется о нем, как о прошлом. Драматическое же действие и лирическое переживание, хотя бы произведение было создано много веков назад, разворачивается словно здесь и сейчас. В драме, кроме некоторых ремарок, почти нет повествования (или оно вторично — содержится в отдельных монологах персонажей), в эпосе монолог и диалог могут быть представлены очень широко, даже занимать большую часть текста, но они всегда вставлены в повествовательную раму, в авторскую речь. Эпос — самый широкий, прежде всего не ограниченный в объеме и тематике, род литературы, лирика — самый обобщенный и вместе с тем самый интимный, а драма — самый условный и зачастую наиболее эффектный, особенно в театральном воплощении.

Кроме основных родов литературы существуют переходные образования: лиро-эпика, лирическая драматургия (например, блоковская), драматическая поэма (стихотворная драма для чтения). Шире всего представлена начиная с эпохи романтизма лиро-эпика, а в ее рамках — поэма (какой она стала в XIX в.) и баллада. Так, “Мцыри” Лермонтова — поэма-исповедь, близкая прежде всего к лирике, но ее страстный герой, жаждущий действия (он “мог бы быть в краю отцов / He из последних удальцов”), — вместе с тем во многом герой эпический. Баллада же имеет много разновидностей, тяготеющих как к лирическому, так и к эпическому полюсу. Наиболее известна романтическая баллада о страшном и таинственном, о соприкосновении сущностно различных миров. Нередки пейзаж в зачине (иногда и в концовке), диалог (спор) персонажей или монолог, обращенный к условному, предполагаемому собеседнику, оттягивающий печальную и страшную концовку; диалог может охватывать почти всю балладу, драматизируя ее. Дидактические жанры (притчи, басни) имеют эпическую основу, но их иносказательный смысл приближает эти произведения к лирике.

Разные теоретики пытались добавить к трем основным родам литературы еще один или несколько: сатиру, сценарии и другие тексты, относящиеся к разным видам искусства, даже роман интерпретировался как род литературы, а не жанр или вид. Во всех этих случаях смешиваются критерии выделения литературных родов. Тексты, используемые в разных видах искусства (например, оперные либретто, киносценарии, надписи на плакатах и т.д.), — реальность, но они и должны рассматриваться как межвидовые явления, а не роды литературы.
Печать Просмотров: 12224
Версия для компьютеров