РОМАНТИЗМ — художественный метод и международное литературное направление, возникшие в Западной Европе в конце XVIII столетия, а в России в начале XIX и остававшиеся продуктивными и ведущими до 40-х гг., у некоторых же авторов (как В. Гюго) и позднее.
Слово “романтическое” — более раннее. Оно, “появившееся во второй половине XVII в. в Англии, затем, спустя несколько десятилетий, во Франции и Германии, означало отсылку к роману (“как в романе”), а понятие о последнем восходило к рыцарскому жанру, предполагавшему картину мира необыкновенную, отличную от воспринимаемой в повседневности”. То есть первоначально романтическим “именовалось все фантастич<еское>, необычное, странное, встречающееся лишь в книгах, а не в действительности”. На правдоподобие претендовал рационалистический классицизм (этим мотивировалось правило “трех единств” в драматургии — единства места, времени и действия), тем более западноевропейская просветительская литература XVIII в. Между тем исторические события рубежа XVIII—XIX вв. вызвали разочарование в иллюзиях просветителей относительно разумного устройства общественной жизни, превратности истории и судеб ее виднейших деятелей способствовали распространению иррационализма и повышенной эмоциональности восприятия окружающего. Высшей ценностью стала представляться необыкновенная личность с могучими страстями, совершенно независимая, уравниваемая с целым миром, противостоящая всему, что вне ее. Романтизм стал выражением этого мироощущения в искусстве.
“Романтики воспроизводили характеры своего времени — характеры людей, отошедших от своих старых связей и только еще вступавших в новую систему отношений. Ho осваивали они эти характеры, художественно типизировали их таким образом, что разрыв со старыми условиями жизни абсолютизировался ими в виде полной независимости индивида ни от кого и ни от чего: ни от Бога, ни от родовой человеческой природы, ни от окружающих его обстоятельств, в виде абсолютной самоценности отдельной человеческой личности”.
Противостояние исключительной личности и низменного (по ее масштабам) мира приводит к “мировой скорби” (“болезни века”) персонажей и лирических героев романтической литературы, что с особенной остротой проявилось в творчестве Дж.Г.Н. Байрона, существенно повлиявшего на русскую литературу (Пушкин периода южной ссылки и особенно Лермонтов). Реакцией на несовершенство мира явились мечтательность в ‘‘пассивном” и “активном” (бунтарском) вариантах и ее следствие — романтическое “двоемирие”. Первый русский романтик В.А. Жуковский писал о невозможности передать земным языком божественную сущность жизни, “сие присутствие Создателя в созданье” (“Невыразимое”, 1819). Юный Лермонтов, который как бы вел своеобразный поэтический дневник, признавался: “Моя душа, я помню, с детских лет / Чудесного искала” (“1831-го июня 11 дня”) — и еще раньше: “В уме своем я создал мир иной / И образов иных существованье; / Я цепью их связал между собой, / Я дал им вид, но не дал им названья...” (“Русская мелодия”, 1829). “Активный”, непокорный романтик Лермонтов был мечтателем не меньше, чем “пассивный”, смирный Жуковский, творивший заведомо условный, фантастический мир “страшных” баллад. В 1840 г. Лермонтов вспоминал свои ранние годы: “Так царства дивного всесильный господин — / Я долгие часы просиживал один, / И память их жива поныне / Под бурей тягостных сомнений и страстей...” (“Как часто, пестрою толпою окружен...”). В мечтах истощил свои душевные силы и его герой Печорин, чей еще во многом романтический характер показан уже во многом реалистически. Грушницкий — эпигон истинно романтического сознания и поведения, опошляющий то, что начиналось как протест против пошлости, заурядности людей и окружающей реальности.
Среди романтических “миров иных” были и другие исторические эпохи. Именно в романтизме появился историзм, ставший затем одной из основ реализма, а Вальтер Скотт создал жанр исторического романа, в котором приключения вымышленных героев, часто между двух враждующих станов, приходят к благополучному завершению при участии персонажей исторических, не главных, но играющих в сюжете важнейшую роль (схема вальтерскоттовского романа сохранена в “Капитанской дочке” Пушкина, произведении уже во многом реалистическом). Осознание различий исторических эпох происходило на фоне осознания устойчивых национальных особенностей бытия и сознания каждого народа, так что романтики явились и первыми художниками, сознательно воспроизводившими национальную специфику (в России первоначально под наименованием “народности”), причем как своего народа, так и других: экзотика, особенно кавказская, стала одним из признаков русского романтизма и в стихах (поэмы Пушкина, Лермонтова), и в прозе (повести А.А. Бестужева, писавшего под псевдонимом Марлинский). Романтические исторические романы создали M.Н. Загоскин, И.И. Лажечников. Романтический тип историзма, резко противопоставлявший разные эпохи, а не связывавший их цепью закономерного развития (“Да, были люди в наше время...”), сохранялся и в поэтических произведениях, приобретших заметные реалистические черты (“Бородино”, “Песня про царя Ивана Васильевича...”, “Дума” Лермонтова).
Вообще особенностью русского романтизма является то, что он и на восходе и на закате не был “чистым”. В лирике Жуковского, преимущественно раннего, сохраняется влияние сентиментализма (повышенная чувствительность при поэтизации простых, обыкновенных человеческих отношений), в стихах К.Н. Батюшкова — эпикуреизм (воспевание радостей жизни) XVIII в., в поэзии декабристов К.Ф. Рылеева, В.К. Кюхельбекера, а также Пушкина петербургского (послелицейского) периода — высокий стиль классицизма. При этом русская литература перешла от романтизма к реализму в лице наивысших своих гениев не позже, а даже несколько раньше западноевропейских. С другой стороны, в целом в рамках романтизма осталось поэтическое творчество виднейших его представителей Е.А. Баратынского и Ф.И. Тютчева (последний дожил до 1873 г.), романтической по преимуществу является лирика А.А. Фета, в общем доминирует романтизм и в многожанровом творчестве А.К. Толстого.
Тем не менее в 1890-е гг. впечатление абсолютной новизны произвели ранние произведения М. Горького, облеченные в форму экзотических рассказов, легенд и “песен”. Их тоже называют романтическими за неимением более подходящего определения, однако это уже другой, заведомо условный, как бы стилизованный “романтизм”, создававшийся художником-реалистом: Горький не только писал в те же 90-е гг. вполне реалистические произведения, но и в “романтических” косвенно воспроизводил современную социальноисторическую проблематику (в “Старухе Изергиль” Ларра и Данко опосредованно выражают идеи буржуазного индивидуализма и гражданского служения, в том числе революционной жертвенности, а вместе с тем рассказ вполне убедительно воссоздает особенности архаического сознания и поведения). К литературе XX в., например творчеству А. Грина, понятие “романтизм” применяется также по инерции, ввиду недостатка терминов для обозначения похожих, но все-таки разных явлений. Вместе с тем вполне приемлем термин “неоромантизм”, особенно по отношению к символизму (см.: Модернизм).
От романтизма нужно отличать романтику — разновидность возвышенного отношения к жизни, глубоко личностного, особо эмоционального, воодушевленного стремлением к неким идеалам, зачастую неопределенным, являющимся следствием неудовлетворенности повседневностью. Соответствующий тип содержания в искусстве может быть присущ не только романтизму. Из числа реалистов XIX в. к романтике и вообще “поэтичности” был особенно склонен И.С. Тургенев. В советское время романтика как вид энтузиазма навязывалась, поначалу успешно, и литературе, и сознанию людей, особенно молодежи.