Чтобы отвести беду (по поэме А. Блока «Двенадцать»)

Иисус Христос Блока, идущий впе­реди отряда красногвардейцев, со­стоявшего из двенадцати человек, ос­тается одной из загадок мировой ли­тературы.

Ведь сам Христос ведет один из от­рядов того самого движения, которое было проникнуто глубокой ненавистью ко всему, что связано с религией.

Может быть, это не Христос, а Анти­христ?

Сам Блок писал в своем дневнике: «Страшная мысль этих дней: не в том дело, что красногвардейцы «недостой­ны» Иисуса, который идет с ними сей­час; а в том, что именно Он идет с ни­ми, а надо, чтобы Другой».

В том же 1918 году появилось про­изведение Сергея Булгакова «На пиру богов», написанное в виде диалогов платоновского типа. Один из участни­ков диалогов, Беженец, сравнивает двенадцать красногвардейцев из по­эмы Блока с апостолами: «Ведь там эти 12 большевиков, растерзанные и голые душевно, в крови, «без крес­та», в другие двенадцать превраща­ются. Знаете, кто их ведет?» И Беже­нец декламирует последнее четверо­стишие поэмы.

Но дальше он говорит, что Блок «ко­го-то видел, только, конечно, не Того, кого он назвал, но обезьяну, само­званца», то есть Антихриста.

И все же самому Блоку, может быть, действительно и красногвардейцы ка­зались апостолами, и вел их, в его гла­зах, действительно подлинный Иисус Христос. И цель их поэт видел в том, чтобы уничтожить зло старого мира, чтобы создать новый мир, быть может, вообще свободный от зла.

Возможно, А. Блок увидел в больше­визме как бы новое христианство, спо­собное сделать то, что так и не сделало старое — очистить мир от векового зла. Но большевизм не мог даже близко по­дойти к этой великой миссии, ибо был основан на насилии.

Апостолов нельзя заменить уго­ловниками.   Поэтому  новая  «звезда

Востока» сожгла не зло, а, наоборот, то доброе, что было в старом мире, без чего сам А. Блок не мог сущест­вовать.

Он не пережил своей ошибки. Жизнь автора «Двенадцати» кончилась в тос­ке и горе.

Сомнения в том, кто же все-таки идет во главе красногвардейцев, от­разились и в самом облике этого пер­сонажа. С одной стороны, в руках у этого непонятного существа кровавый флаг, что дает основание считать его Антихристом. Но на голове у него «бе­лый венчик из роз». Белый цвет все­гда считался цветом мира. Вспомним Цветаеву:

Белизна угроза Черноте.

Белый храм грозит гробам и грому.

Бледный  праведник  грозит  Содому

Не мечом — а лилией в щите. Тема белизны подчеркивается и другими чертами блоковского Хрис­та — он идет «нежной поступью надвьюжной, Снежной россыпью жем­чужной».

Белизна пронизывает весь облик Христа. Но флаг все-таки кровавый. Этот контраст в конце поэмы как бы перекликается с ее самыми первыми строками, подчеркивающими двойст­венность всего происходящего:

Черный  вечер.

Белый снег.

Ветер, ветер!

На ногах не стоит человек.

Ветер, ветер

На всем Божьем свете. Так кто же все-таки шел впереди красногвардейского отряда? И еще вопрос: если все же Христос, то шли красногвардейцы за ним или стреля­ли в него, как это предположил М, Во­лошин?

Блок, наверное, так и не сумел до кон­ца жизни найти ответ на эти вопросы. Может быть, ответ состоит в том, что Христос снова надел терновый венок и пошел впереди зла, чтобы отвести грядущие беды, что принесет револю­ция. Может быть, это он вразумил на­роды России, и они отказались отлож­ных идей. Но для этого должно было пройти более семидесяти лет.

Печать Просмотров: 5326
Версия для компьютеров