Чужой среди своего сословия (Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума»)

А. С. Грибоедов написал комедию «Горе от ума» в 1824 году. В это вре­мя в России было крепостное право. Грибоедову была тяжела мысль, что народ находится в рабстве. Среди лучших дворян зрела мысль о необ­ходимости освобождения народа от тяжкого бремени.

В двадцатых годах образовались тайные общества. Люди, входившие в эти общества, впоследствии стали называться декабристами, посколь­ку именно в декабре 1825 года со­стоялось неудавшееся восстание.

В комедии «Горе от ума» Грибоедо­ва наиболее колоритно черты всего косного проявляются в Фамусове. Фамусов — защитник крепостничес­кой системы, обеспечивающей ему спокойную жизнь, он яростный враг свободолюбивых идей.

Стоило Чацкому высказаться о кре­постничестве как о рабстве, позоре страны, как Фамусов тут же в ужасе восклицает: «Ах, боже мой! Он кар­бонарий, он вольность хочет пропо­ведать! Да он властей не признает!» На первом месте у Фамусова личная выгода, стремление к обогащению, карьеризм.

Фамусова, как и всех его гостей, отличает крайнее невежество. Опас­ность для себя он видит в ученых лю­дях, книгах. «Ученость — вот чума, — говорит он, — ученье — вот причина, что нынче пуще, чем когда, безумных развелось людей...»

Служебные дела его мало интере­суют, он не думает об улучшении по­ложения народа и признается в этом открыто: «Обычай мой такой: подпи­сано, так с плеч долой». На службу Фамусов берет людей, исходя из личных соображений. Он любит свою дочь, но не заботится о воспитании ее и способен, не задумываясь, вы­дать ее замуж за Скалозуба потому, что тот «золотой мешок, и метит в ге­нералы». Столь же типичными пред­ставителями «барской Москвы» яв­ляются Скалозуб и Молчалин.

На первый  взгляд они кажутся не похожими друг на друга. Скалозуб сравнительно молод, но уже в чи­нах. «Хрипун, удавленник, фагот, созвездие маневров и мазурки» — так отзывается о нем Чацкий. Он са­модоволен, туп и бездумен, абсо­лютно бездуховен. Ему, человеку крайне необразованному, озабо­ченному лишь военными упражне­ниями да танцами, противна всякая свободная мысль. Молчалин — ла­кейского происхождения, он только начинает делать карьеру, его фило­софия — угождать всем. Главные черты его натуры — услужливость, фальшь во всем и подлость. Он при­кидывается, что влюблен в Софью, хотя любит Лизу — служанку в доме Фамусовых.

Но все же Скалозуба и Молчалина объединяет то, что они оба привержен­цы старой системы, далекие от граж­данских интересов, эгоистичны, мечта­ют лишь об обогащении и чинах.

В этот мир Фамусовых, скалозубов и молчалиных попадает Чацкий. Раньше Чацкий был близким другом дома Фамусова. Его, как и некоторых других представителей того же фамусовского общества, тянуло в Евро­пу, чтобы собственными глазами увидеть жизнь людей в других стра­нах и сравнить российское общество с западноевропейским.

Чацкий отправился за границу и провел там три года. Вернулся Чац­кий уже не тем, что был прежде, он повзрослел и не может смотреть те­перь на всех и все глазами того юно­ши, что покинул однажды этот дом.

Возникает острый конфликт между обществом и Чацким. Он пытается открыть собеседникам глаза на то, что на свете есть и другие идеалы, более чистые, более возвышенные, ради которых стоит жить, но его не слушают. В глазах фамусовского об­щества он опасный чудак или просто сумасшедший.

Грибоедов первым в русской лите­ратуре создал образ человека, гото­вого отдать все душевные силы для процветания Родины, благополучия народа. Можно уверенно сказать, что Россия такими людьми всегда была богата. Вся надежда на них.

Печать Просмотров: 6835
Версия для компьютеров