Цветовая гамма стихотворений С. А. Есенина

1. Теплота золотисто-желтой осени.
2. Цветовые образы бабочек и березы.
3. Ароматная оставляющая картины.

Природа — это единственная книга с великим содержанием на каждом листе.
И. В. Гете

Когда входишь в картинную галерею, то твоему взору предстает множество различных полотен, на которых художник выразил свое видение мира. Это могут быть пестрые и яркие картины природы или тихие и спокойные лица людей, обремененных какими-то неведомыми нам заботами. Но всех их объединяет одно — цветовая палитра. Каждый художник, прежде чем написать образ, который запал ему в душу, сначала берет в руки краски и кисть и лишь потом начинает творить. Так перед нами рождаются полотна чувств и эмоций, тревог и печалей, радостей и побед. Но подобные картины может создавать не только художник, но и поэт. Его лирические произведения с помощью словесной кисти передают все оттенки размышлений творческого человека о мире, в котором он живет. Таким даром обладал С. А. Есенин, постаравшийся в своей лирической книге выразить цветовую гамму чувств и эмоций. А за помощью он обращается к природе, которая дарит множество оттенков цветов для передачи внутреннего мира самого поэта.

Так при чтении стихотворений С. А. Есенина о природе складывается впечатление, что мы попадает в картинную галерею. И хочется при чтении музыкальных стихотворных строк закрыть глаза, чтобы воображение нам рисовало мгновенные и прекрасные природные пейзажи, которые с помощью слов мог донести до нас С. А. Есенин.

Закружилась листва золотая
В розоватой воде на пруду...

Так начинается стихотворение «Закружилась листва золотая...». И наше воображение рисует прекрасную осень, желтую, золотую, еще не тронутую проливными дождями. Хоть и в природе наступает увядание, она приносит не тревогу или печаль. Наоборот, кажется, что уходящее лето в память о себе украсило все деревья новым убором, чтобы запечатлеть в нашей памяти то тепло, которое оно дарило нам всего несколько месяцев. И эта золотая листва делиться с прудом своим теплом. Она словно отдает частичку себя и своей энергии воде. Так пруд становится не зеленым, темным и заросшим, каким он и должен быть осенью. Он приобретает другие краски и оттенки — розовый. Этот цвет весьма загадочный. Возможно, он „бледный оттенок красного, алого. То есть если такие пестрые цвета разбавлены, то значит, нет никакой угрозы: все тихо и спокойно не только в этом пруду, но и во всем мире. В тоже время розовый цвет получается тогда, когда мы только касаемся кистью бумаги. То есть он символизирует нежное прикосновение к чему-либо, без нажима и всякого давления. Так лирический герой всего в двух строчках нарисовал красочную и спокойную картину осеннего вечера. В следующих строках в стихотворении появляются образы бабочек. Именно с ними лирический герой сравнивает золотые листья. Но тем самым он подчеркивает не только их легкость. Герой также хочет нам показать, что по своей окраске они очень разные, как сами насекомые.

Свой оттенок имеет и пруд. Возможно, что розоватость — это не только отблески уходящего солнца, но и та красная листва, которая начала отдавать часть своего пламенного цвета воде.

Словно бабочек легкая стая
С замираньем летит на звезду.

И лирический герой не может молчать в такой прекрасный вечер. Он не хочет просто остаться сторонним наблюдателем. Поэтому сам вторгается в повествование, чтобы еще раз выразить свою любовь к такой прекрасной картине природы. Он говорит о том, что ему близок этот желтеющий дол.

Я сегодня влюблен в этот вечер,
Близок сердцу желтеющий дол.

Он использует в своем признании другие цвета палитры. Осеннюю красоту герой не называет золотой. Он дает другое определение — желтая. И этот оттенок намного нам ближе и роднее. Золотистый цвет красивый, но он в какой-то степени холодный, так как больше ассоциируется с металлом — золотом. Но вот желтый непременно соотносится с цветом солнца, то есть тепла и добра.

Однако лирический герой использует не только прямое обозначение того или иного цвета. Он берет в качестве образов такие, которые в нашем сознании ассоциируются с определенной цветовой гаммой. Например, береза. Она всегда была символом искренности и простоты русского народа и воспевалась во многих народных песнях. Поэтому, произнося слово «береза», мы подразумеваем белое, прекрасное и непорочное.

Отрок-ветер по самые плечи

Заголил на березке подол.

И ветер словно нам помогает. Он старается внести в картину природы, описываемую лирическим героем, как можно больше белого цвета.

Тогда в такое теплое и светлое полотно художник добавляет новые краски — оттенки синего. Лирический герой показывает, что в его душе царит та же прохлада, что и в самой долине. Следовательно, они являются настолько родственными, что могут существовать лишь в нераздельном единстве. При этом переход от белоснежной березы к синему сумраку достаточно плавный. У нас не складывается ощущение, что из тепла мы попали в какую-то мрачную долину. Поэтому ключевым образом является слово «прохлада». Это легкая дымка, появляющаяся вечером над прудом, который весь день дышал оставшимся теплом осеннего дня. И именно через нее и показан переход от белоснежной березы к синему сумраку. Белое полотно словно тает и приоткрывает нам оттенки нового образа — сумрака.

И в душе и в долине прохлада,
Синий сумрак как стадо овец,
За калиткою смолкшего сада
Прозвенит и замрет бубенец.

В последних двух строчках этой строфы лирический герой не добавляет новых красок. Наверное, он считает, что их уже достаточно. Поэтому оставляет нас наедине с той цветовой палитрой, которую уже составил на своем словесном полотне. Единственное, что он решил добавить, так это звуковое оформление, чтобы сделать свою природную картину более законченной.

Но сам лирические герой снова не желает оставаться в стороне от этого великолепия. Его душа, наполненная красками осеннего вечера, сама хочет стать частью этой великолепной картины. И подчиняясь своему внутреннему голосу, герой хочет тоже, как ива, прикоснуться к живительной розовой воде на пруду. Так через цвет в стихотворение входят и запахи. Подобное впечатление создается потому, что розовость ассоциируется с розовой водой, то есть не столько с цветом, сколько с жидкостью, с ароматом розы. Так получается, что лирический герой хочет прикоснуться не только к живительной воде, но и прекрасному неуловимому запаху, который хочет запечатлеть в своей памяти.

Я еще никогда бережливо

Так не слушал разумную плоть,

Хорошо бы, как ветками ива,

Опрокинуться в розовость вод.

 

Таким образом в поэтическом полотне происходит взаимозаменяемость образов. Через образ березы в стихотворение входил белый цвет, а через розовую воду в нем постепенно чувствуется легкий аромат прекрасной розы.

И снова в стихотворении появляются образы, а не краски. Кажется, что лирический герой постепенно уходит от своей первоначальной картины и хочет не только оставить там различные цветовые мазки, но и запечатлеть на картине определенные жизненные облики. С другой стороны, вместе с ними входят вновь узнаваемые очертания — стог сена, месяц. Таким образом картина в своей цветовой гамме словно замыкается. Ведь и стог сена, и месяц в нашем сознании связан именно с желтой гаммой, то есть цветом осени.

Хорошо бы, на стог улыбаясь,
Мордой месяца сено жевать...
Где ты, где, моя тихая радость —
Все любя ничего не желать?

Стихотворение заканчивается знаком вопроса. Лирический герой потерял дорогого для него человека. И мы понимаем, что само стихотворение является описанием любовного чувства. Так, в одной поэтической картине происходит двойное наслоение. Внутренний душевный трепет лирического героя воплощается через краски, оттенки и образы. Они помогают создать наиболее гармоничную картину, воплощенную в поэтических красках на большом полотне. И каждый цветовой оттенок передает нам один из аккордов душевного волнения. И мы не через слова или образы, а с помощью красочных сочетаний в картине принимаем оттенки чувств лирического героя в золотистый теплый осенний вечер.

Цветовая палитра в творчестве С. А. Есенина является не только выразителем внутреннего состояния лирического героя. Она позволяет через особенности цветового перехода вводить в произведение новые посторонние характеристики, такие как запахи. Также поэт используется знакомые нам образы, которые ассоциируются с определенным цветом (береза, сумрак), для того чтобы добавить в свое полотно новые необычные краски. Таким своеобразным отношением к природному пейзажу можно только любоваться и все пристальнее вглядываться в особую цветовую гамму, чтобы понять, что мы не упустили из нее какой-нибудь очень важный элемент, добавляющий в прекрасную картину иной оттенок, а значит, и новое толкование образов.

Печать Просмотров: 29614
Версия для компьютеров