Дикой и Кабаниха. Основные черты самодурства (образ «жестокого мира» в драматургии Островского)

А.Н. Островского по праву считают отцом русской бытовой драмы. Многие из написанных им пьес до сих пор идут на сценах российских театров. Самым решительным произведением драматурга традиционно считается «Гроза», так как, по словам Добролюбова, «взаимные отношения самодурства и безгласности доведены в ней до трагических последствий...».

Действие пьесы переносит нас в провинциальный город Калинов. Здесь честным путем больше, чем на хлеб насущный, заработать простому человеку невозможно. В городе, как и во всей России, царят жестокие нравы. А прибывший из Москвы Борис только потому, что «порядочно образован» и одет не в русское платье, уже выглядит среди горожан иностранцем.

Порядки в городе устанавливают два богатейших человека, названных Добролюбовым представителями «темного царства»: Кабанова по прозвищу Кабаниха и Дикой. Их говорящие фамилии в равной мере пугают обывателей города Калинова. Цель Дикого - беззаконное упоение властью. Свои тысячные состояния такие, как Савел Прокофьевич Дикой, наживают, обворовывая народ. Правду искать без толку. Жаловались мужики городничему на Дикого, а тот цинично ответил градоначальнику, потрепав его по плечу:«.. .недоплачу я им по какой-нибудь копейке на человека, а у меня из этого тысячи составляются, так оно мне и хорошо!» Дикой жаден. Любая просьба о деньгах выводит его из себя: «Ведь уж знаю, что надо отдать, а все добром не могу». При этом он находит себе оправдание: «Ну что ж такое? Кому своего добра не жалко?»
Дикой нечестен не только со своими работниками, но даже с родственниками. Именно на домашних он отыгрывается, проиграв гусару на перевозе. Его осиротевший племянник Борис попадает в полную зависимость от самодура дяди. Ему причитается наследство от бабушки, но дядя решает выплатить его лишь при условии, что Борис будет к нему почтительным. Тут даже ситуация Онегина с дядей («..он уважать себя заставил...») покажется цветочками. Вот и живет племянник «ни на каком положении»: делает, что прикажут, а разочтут его в конце года, как дяде будет угодно. Скорее всего, Бориса обманут. Дядя уже поговаривает: «У меня свои дети, за что я чужим деньги отдам?» «У меня там война идет», - говорит Дикой в 3-м действии про свой дом. «Война всех против всех» - таково правило «темного царства». Следуя ему, Дикой решает все свои денежные и имущественные дела. По его представлениям, они должны быть оставлены на милость «победителя»: захочет - рассчитается с работниками, отдаст Борису долю наследства, не захочет - не отдаст, его воля.

Отъявленный грубиян, «ругатель», вечно «как с цепи сорвался», Дикой - не исключение в своем городе. Остальные купцы «злостные кляузы строчат на ближних», подрывают из зависти торговлю друг друга, постоянно судятся. Здесь тоже идет война: могут «постращать», в случае чего «ноги обломать», а то и «глотку перегрызть».

Единственный человек, который может «разговорить», а то и одернуть зарвавшегося Дикого, - его кума Кабаниха. Под стать Дикому, ровня по состоянию, она не боится самодура Дикого, прекрасно понимая его натуру. Она ему заявляет: «Ну ты не очень-то горло распускай! Ты найди подешевле меня! А я тебе дорога!» Кабаниха по-своему даже презирает Дикого: «А чесгь-то невелика, потому что воюешь-то ты всю жизнь с бабами»; «Нет над тобой старших, вот ты и куражишься».

По характеру Кабанова, мне кажется, намного сильнее Дикого. Вдова, мать семейства, властная и суровая женщина, она строго соблюдает все патриархальные порядки, ни в ком не терпит проявления воли, поедом ест домашних, но при этом ханжески раздает милостыню нищим.

Кабаниха - более сложный вариант самодурства: ее цель - законное упоение властью, право на которую она видит в «Домострое». Можно сказать, что в пьесе Кабаниха - олицетворение прежде всего семейного деспотизма.

Марфа Игнатьевна Кабанова твердо убеждена в том, что ее долг -наставлять детей для их же блага. Она донимает их не столько бранью, сколько попреками за непочтительность, непослушание. Она приказывает сыну давать наставления Катерине, как ей жить без него, а на возражения Тихона, что она, чай, сама знает, Кабанова, для которой главное - строгое соблюдение обряда, сама начинает поучать невестку и потом оставляет сына не прощаться с женой, а давать ей положенные наставления.

Это по-домостроевски, так веками было, так жили отцы и деды, так и должно быть. Она поясняет сыну и снохе, что строга от любви к ним, чтобы добру научить. Кабанова понимает, что молодым не нравятся ее поучения, что им воли хочется: «Ну что ж, дождетесь, поживете на воле, когда меня не будет». По мнению Кабановой, молодые шагу не\умеют ступить без наставлений старших: ни проститься друг с другом, ни гостей принять. «Так-то старина и выводится. В другой дом и войти-то не хочется. А и взойдешь-то, так плюнешь, да вон скорее. Что будет, как старики перемрут, как будет свет стоять, уж и не знаю». Здесь и презрение к молодым, не знающим, как, по ее мнению, надо жить, и сожаление, что выводится старина, и сознание своей ненужности при наступающих переменах в жизни.

Если приглядеться, Кабанова далеко не бесчувственная мать. Варвара после отъезда брата говорит: «У нее сердце все изноет, что он на своей воле гуляет». И в то же время сколько жестокости в ее сердце. Вот она пеняет сыну за то, что он недостаточно строг с женой: «Какой же это порядок в доме будет?.. Да коли ты такие дурацкие мысли в голове держишь, ты бы при ней-то, по крайней мере, не болтал, да при сестре, при девке: ей тоже замуж идти; этак она твоей болтовни наслушается, так после нам муж-то спасибо скажет за науку».

Чем, однако, продиктовано самодурство Дикого и Кабанихи? Думаю, прежде всего страхом. У Дикого он слепой и неосознанный: что-то не ладится, отчего-то возникают неуверенность и тревога. Кабаниха умнее его, и поэтому ее страх осознанный и дальновидный. Она понимает: что-то в привычном и отлаженном механизме власти сильных и подчинения слабых и бедных сломано, что-то неизвестное наступает на город. И наступление это начинается с малого: с пренебрежения ритуалами и церемониями, а кончиться должно крушением всего порядка.

От этого-то и сеют калиновские самодуры в обывателях «страх Божий» - чтобы те не вышли из-под их власти, ломают судьбы даже своих близких - дабы и мыслить не смели о свободе. И Дикой, и Кабаниха не видят и не хотят видеть, что все, что они ни делают, - зло, лицемерие, грех, обман, насилие.

Потому-то жестокий мир самодуров из «века минувшего», ставший за годы после Грибоедова «темным царством», и не принимает такие цельные, свободолюбивые натуры, как Катерина. Только ценой смерти Катерина освобождается от его пут. Самоубийство героини - это протест против никчемной жизни темных сил царства «Домостроя», жестокого по отношению к людям. И мы понимаем, что, если уж женщина, самое бесправное существо, да еще в косной среде купечества, не хочет больше мириться с гнетом «самодурной силы», значит, в обществе зреют перемены.

Только после ее ухода из жизни жители города Калинова как бы прозревают. Варвара и Кудряш перестают играть по правилам «темного царства» и бегут на волю. Даже всегда послушный сын Кабанихи Тихон осмеливается обвинить мать: «Маменька, вы ее погубили! Вы! Вы! Вы...» Впервые безгласный Тихон обретает голос. И на Кулигина смерть Катерины так подействовала, что он обращается к самодурам с невозможным раньше упреком: «Вот вам ваша Катерина. Делайте с ней, что хотите! Тело ее здесь, возьмите его; а душа теперь не ваша: она теперь перед судией, который милосерднее вас!»

Это людское прозрение и позволило Добролюбову увидеть в Катерине «луч света в темном царстве».



Печать Просмотров: 22097
Версия для компьютеров