Духовные искания Андрея Болконского в романе «Война и Мир»

Эпопея «Война и мир» выросла из за­мысла Толстого написать роман «Декаб­ристы». Толстой начинал писать свое произведение, оставлял его, снова воз­вращался к нему, пока в центре его вни­мания не оказалась Великая француз­ская революция, тема которой звучит с первых страниц романа, и Отечествен­ная война 1812 года. Замысел написания книги о декабристе поглотился более широким замыслом — Толстой принялся писать о мире, потрясенном войной. Так получился роман-эпопея, где в истори­ческом масштабе показан подвиг рус­ского народа в войне 1812 года. В то же время «Война и мир» — это и «семейная хроника», показывающая дворянское об­щество, представленное несколькими поколениями. И, наконец, в ней описана жизнь молодого дворянина, его взгляды и духовное становление. Многими из тех черт, которыми, по мнению автора, дол­жен обладать декабрист, Толстой наде­лил Андрея Болконского.

В романе показана вся жизнь князя Ан­дрея. Наверное, каждый человек однаж­ды в жизни задумывается над вопроса­ми: «Кто я? Зачем живу? Во имя чего я живу?» На эти и многие другие вопросы пытается ответить герой Толстого на страницах романа. Автор с симпатией относится к молодому князю Болконско­му. Это подтверждает тот факт, что Тол­стой наделил князя Андрея многими сво­ими взглядами и убеждениями. Поэтому Болконский является как бы проводни­ком идей самого автора.

Мы знакомимся с Андреем Болконским в салоне Анны Шерер. Уже тогда мы ви­дим, что это неординарная личность. Князь Андрей хорош собой, он безупреч­но и модно одет. Он прекрасно владеет французским языком, что в то время счи­талось признаком образованности и культуры. Даже фамилию Кутузов он про­износит с ударением на последнем сло­ге, как француз. Князь Андрей — свет­ский человек. В этом смысле он подвер­жен всем влияниям моды не только в одежде, но и в поведении и стиле жизни. Толстой обращает наше внимание на его медленный, тихий, старческий шаг и ску­ку во взгляде. На его лице мы читаем пре­восходство и самоуверенность. Окружа­ющих он считает ниже себя, а значит и ху­же, отсюда и скука. Вскоре мы понимаем, что все это наносное. Увидев в салоне Пьера, князь Андрей преображается. Он рад старому другу и не скрывает этого. Улыбка князя становится «неожиданно доброю и приятною». Несмотря на то, что Пьер моложе Андрея, разговарива­ют они на равных, и беседа доставляет удовольствие обоим. К моменту нашей встречи с ним Андрей — уже полностью сформированная личность, но ему еще выпадет много испытаний в жизни. Кня­зю Андрею предстоит пройти через вой­ну, ранение, любовь, медленное умира­ние, и все это время князь будет позна­вать самого себя, искать тот «момент истины», через который ему откроется правда жизни.

А пока Андрей Болконский ищет славы. Именно в погоне за славой он и отправ­ляется на войну 1805 года. Андрей жаж­дет стать героем. В своих мечтах он ви­дит, как армия попадает в опасное по­ложение и он в одиночку ее спасает. Кумиром князя, предметом его поклоне­ния является Наполеон. Надо сказать, что многие молодые люди того времени увлекались личностью Наполеона. Анд­рей хочет быть на него похожим и пыта­ется во всем ему подражать. В таком приподнятом настроении молодой Бол­конский и отправляется на войну. Мы ви­дим князя Андрея в Аустерлицком сра­жении. Он бежит впереди атакующих солдат со знаменем в руках, потом пада­ет, получив ранение. Первое, что видит Андрей после падения — это небо. Высо­кое, бесконечное небо, по которому бе­гут облака. Оно так зовет, манит, завора­живает своим величием, что князь Анд­рей даже удивляется, открыв его для себя впервые. «Как же я не видел прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его наконец», — думает Анд­рей. Но в этот момент князю открывается еще одна истина. Все то, к чему он стре­мился, ради чего жил, теперь кажется пустяком, не заслуживающим внима­ния. Ему уже не интересна политическая жизнь, к которой он стремился, не нужна и военная карьера, которой он совсем недавно хотел целиком посвятить себя. Его недавний кумир Наполеон кажется маленьким и ничтожным. Князь Андрей начинает переосмысливать жизнь. Его мысли возвращаются в родной дом в Лы­сых Горах, где остались отец, жена, сест­ра и еще не родившийся ребенок. Война оказалась совсем не такой, какой ее представлял себе Андрей. Упоенный жаждой славы, он идеализировал воен­ную жизнь. На самом деле ему пришлось столкнуться со смертью и кровью. Ожес­точенные схватки, озлобленные лица лю­дей показали ему настоящий облик вой­ны. Все его мечты о военных подвигах теперь кажутся ему детской игрой. Князь Андрей возвращается домой. Но дома ждет его еще один удар — смерть жены. В свое время князь Андрей не­сколько охладел к ней, и теперь он чита­ет в ее глазах боль и упрек. После смер­ти жены князь замыкается в себе, даже маленький сын не приносит ему радости. Чтобы как-то себя занять, он вводит нов­шества в своей деревне. Духовное со­стояние князя Болконского, его подав­ленность и разочарование видит Пьер. «Его поразила произошедшая перемена в князе Андрее. Слова были ласковы, улыбка была на губах и лице... но взгляд был потухший, мертвый...» Пьер пробует возвратить Андрея к жизни. Правда, с момента их последней встречи прошло много времени и друзья несколько от­далились друг от друга. Тем не менее разговор в Богучарове заставил Болкон­ского задуматься над словами Пьера «...ежели есть Бог и есть будущая жизнь, то есть истина, есть добродетель; и выс­шее счастье человека состоит в том, что­бы стремиться к достижению их», «надо жить, надо любить, надо верить». Несмо­тря на то, что князю Андрею тогда показа­лись спорными эти высказывания, он осознает правоту Пьера. С этого момен­та начинается возрождение Андрея к жизни.

По дороге в Отрадное князь Болконский видит огромный дуб «с обломанными... суками и с обломанной корой, заросшей старыми болячками», который «старым, сердитым и презрительным уродом стоял между улыбающимися березами». Дуб является символом душевного состояния Андрея. Это дерево как будто говорит, что на земле нет ни весны, ни счастья, остал­ся только обман. И князь Андрей соглаша­ется с дубом: «...да, он прав, тысячу раз прав этот дуб... пускай другие, молодые, вновь поддаются на этот обман, а мы зна­ем жизнь, — наша жизнь кончена!»

В Отрадном князь увидел Наташу. Эта маленькая девочка была полна счастья, энергии, жизнерадостности. «И дела ей нет до моего существования!» — поду­мал князь Андрей. Но он уже бросает вы­зов судьбе. Он понимает, что нельзя се­бя хоронить заживо в деревне, надо только уметь жить, радоваться жизни так, как это делает Наташа. И символич­ный дуб «весь преображенный, раски­нувшись шатром сочной, темной зелени, млел, чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца». Наташа в один миг изменила жизнь Андрея, заставила его очнуться от спячки и вновь поверить в любовь. Анд­рей говорит: «Мало того... что есть во мне, надо, чтоб и все знали это... чтобы не для одного меня шла моя жизнь... чтобы на всех она отражалась и чтобы все они жили со мной вместе».

Но пока Болконский оставляет Наташу и уезжает в Петербург. Там он знакомится с передовыми людьми своего времени, участвует в составлении преобразова­тельных проектов, словом, окунается в политическую жизнь страны. В Петербур­ге он проводит времени больше, чем предполагал вначале, и, возвратившись, Андрей узнает, что Наташа изменила ему, увлекшись Анатолем Курагиным. Болкон­ский любит Наташу, но он слишком горд и высокомерен, чтобы простить ей изме­ну. Поэтому они вынуждены расстаться, имея каждый в своей душе незаживаю­щую рану.

Князь Андрей еще раз встречается с Пьером. Теперь уже перед самым Боро­динским сражением. Пьер чувствует, что Андрею не суждено жить, кажется, пони­мает это и Андрей. В Бородинском сра­жении Болконский снова получает ра­нение. Теперь он тянется к земле. Он завидует траве, цветам, а не гордым, властным облакам. У него и самого теперь ничего не осталось от той гордости, которая заставила его расстаться с Ната­шей. Впервые князь Андрей думает не о себе, а о других. Именно теперь ему от­крывается та истина, о которой говорил ему Пьер. Он прощает Наташу. Более то­го, он прощает и Анатоля. Уже на грани смерти Андрей осознает, что ему «откры­лось новое счастье, неотъемлемое от че­ловека... счастье, находящееся вне мате­риальных сил, вне материальных влияний на человека, счастье одной души, счастье любви! Понять его может всякий человек, но сознать и предписать его мог только один Бог». Андрей еще раз встречает На­ташу. Минуты, проведенные с ней, ока­зываются для Андрея самыми счастливы­ми. Наташа еще раз возвращает его к жизни. Но жить ему оставалось, увы, очень недолго. «Князь Андрей умер. Но в то же мгновение, как он умер, князь Ан­дрей вспомнил, что он спит, и в то же мгновение, как он умер, он, сделав над собой усилие, проснулся». С этой минуты «началось для князя Андрея вместе с пробуждением от сна — пробуждение от жизни».

Таким образом, в романе показаны два понятия о счастье князя Андрея. Сначала Андрей считает, что жить надо для себя, что каждый человек должен жить по-сво­ему. В жизни есть два несчастья: угрызе­ния совести и болезнь. И счастлив чело­век только тогда, когда отсутствуют эти несчастья. И только в конце жизни Анд­рей осознал истинное счастье — жить для других.

Печать Просмотров: 115921
Версия для компьютеров