Духовный поиск героев В. М. Шукшина

Немногим более десяти лет продолжа­лась творческая деятельность В. Шукши­на, но сделанного им хватило бы иному на целую жизнь. Он начал с рассказов о земляках. Бесхитростных и безыскус­ственных. Он чутко уловил социальные перемены в современной действитель­ности, духовные настроения своего времени.

Глубинной напряженностью отлича­ется рассказ «В профиль и анфас». Терзают сомнения Ивана, недоволен он своей жизнью и собой, хочет понять, для чего живет и работает: «А я не знаю, для чего я работаю...»

Вера в гуманные начала жизни, вера в силы человека, возможность одержать победу над злом побудила В. Шукшина написать такие рассказы, как «Калуза» и «Обида». В основе сюжетов до боли узнаваемая ситуация. В «Калузе» — не пожелала дать пропуск, не пропустила к больному, обошлась грубо с челове­ком немолодая уже женщина-вахтер­ша. Между тем на глазах у него были пропущены те, кто сунул рублевку или плитку шоколада в карман ее грязнова­того халата. Явная несправедливость, и реакция на нее остра. В конце рас­сказа звучат тяжкие, как вздох, слова: «Я никак не мог успокоиться в течение всего дня... страшно и противно стало жить, не могу собрать воедино мысли, не могу доказать себе, что это мелочь. Рука трясется, душа трясется, думаю: "Да отчего же такая сознательная, та­кая в нас осмысленная злость-то?.. Что с нами происходит?"»

Схожая ситуация и в рассказе «Оби­да». «Что такое творится с людьми?» — вопрошает Сашка Ермолаев, главный герой «Обиды». Обыденные житейские столкновения вызывают в героях ост­рую реакцию, подводят к критическим размышлениям о природе человечес­кого хамства, равнодушия, о человече­ской жизни вообще.

В рассказах В. Шукшина за внешне простым, непритязательным, порой будничным фактом кроется широкое философское осмысление действи­тельности, встают вопросы о смысле жизни, о добре и зле, о душе человечес­кой. Вот герой рассказа «Верую!» Мак­сим Яриков. Навалилась какая-то особенная тоска на него, сорокалетнего, злого на работу мужика. Не может Мак­сим сказать, что с ним происходит. Чув­ствует — болит душа. Но как объяс­нить — почему? Ненавидит он тех «лю­дей, у которых души нету или она поганая». Думает, мучительно размыш­ляет герой: а зачем все? Зачем живет он и люди вокруг него? Услышал Максим Яриков, что к Лапшиным приехал «са­мый натуральный» поп, и пошел к нему узнать: «У верующих болит душа или нет?» И оказывается, что этому попу «ничто человеческое не чуждо», а имя Бога, в которого он верит, — Жизнь. «Ты пришел узнать, во что верить? Ты пра­вильно догадался, у верующих душа не болит. Но во что верить? Верь в Жизнь». Не всегда герои могут ответить на слож­ные вопросы, но уже само это стремле­ние найти, докопаться до сути, понять несет в себе зерна духовности.

В. Шукшин неоднократно заставляет своего героя критически взглянуть на себя, на собственную жизнь, на ее нравственное содержание. Часто предметом исследования становится человек сложившийся, взятый в мо­мент душевного напряжения, сдвига, надлома. Такова «Калина красная» — повествование о трагической судьбе Егора Прокудина. В нем есть все, что способно вызывать и гнев, и сострада­ние, и горькое раздумье о несложив­шейся жизни, о нравственных силах, не получивших разумного примене­ния... Испытав отторжение и одиноче­ство, герой повести вернулся к людям, к жизни... В труде и приязни близких, казалось бы, обретена жизненная опо­ра и перспектива нравственного исце­ления. Однако судьба Егора трагична. «И лежал он, русский крестьянин, в родной степи, вблизи дома... Лежал, приникнув щекой к земле, как будто слушал что-то такое, одному ему слышное».

Проявления жестокости и произвола, своеволия и черствости людей вызыва­ют обиду и боль писателя. Прошло уже более тридцати лет, как ушел от нас русский писатель Василий Макарович Шукшин. Но не утихает напряженный интерес к его творчеству, его произве­дения вызывают оживленные споры, научные дискуссии, имя Шукшина из литературы переходит в легенду.


Печать Просмотров: 5808
Версия для компьютеров