"Двенадцать" Блока А.А. как поэма символизма

Всё преходящее — только подобие.
И.-В. Гёте

А.А.Блок (1880— 1921) считается самым талантливым поэтом среди русских символистов, а поэма «Двенадцать» — вершиной его творчества, так как в ней ярко отразились художественные принципы символизма.

Русский символизм как литературное направление появился в 90-е годы XIX века и был обусловлен новой общественной ситуацией (развитием и кризисом капитализма) и новыми философскими системами (например, неоплатонизмом). В символизме человек и его отношения с миром понимаются иначе, чем в реализме;окружающая жизнь представляется поэту или художнику не как рациональная, объяснимая действительность, а как фантастический и алогичный хаос.

Материальный мир рисуется символистами как маска, сквозь которую просвечивает другой (потусторонний) мир, каждое явление реального мира фигурирует лишь как символ (знак) какой-то идеи. Иными словами, произведение символизма всегда построено на антитезе: потусторонний мир идей — здешний мир, являющийся призрачным, неясным отпечатком того мира. У Блока образы в их прямом, реальном значении остаются мало связанными, раздробленными, но эти образы приобретают связь и смысл «за пределами видимости» (во «втором плане»), то есть при их символическом истолковании. Например, в «Двенадцати» в первой главке изображается вечер в зимнем Петрограде, с падающим снегом, с разгулявшимся ветром. Автор рисует торопящихся прохожих (старушку, интеллигента, попа, барыню, бродягу), неподвижного стоящего буржуя; приводит обрывки их разговоров. В этой реальной уличной сценке Блок сталкивает все слои русского общества (мещанство, интеллигенцию, духовенство, дворянство, деклассированные элементы, буржуазию), и сценка приобретает символическое значение: поэт показывает разное отношение к революции названных слоев общества. А вот другая уличная картинка: бездомный шелудивый пёс тащится за патрулём. Но в поэме автор сам заявляет, что пёс — символ «старого мира»:

 

Стоит буржуй, как пёс голодный,
Стоит безмолвный, как вопрос,
А старый мир, как пёс безродный,
Стоит за ним, поджавши хвост. (9)

Реальная сценка переосмысливается и приобретает символический подтекст: «старый мир» по пятам следует за красногвардейцами — представителями «нового мира».

Игра символов связана с числом двенадцать. В поэме двенадцать главок, действительным историческим фактом является то, что красногвардейский патруль состоял из двенадцати человек. Но когда в конце поэмы впереди двенадцати красногвардейцев появляется Христос с кроваво-красным флагом, патруль переосмысливается в общеизвестный библейский символ. Теперь красногвардейцы становятся апостолами нового времени, а Ванька, бывший их дружок, изменивший революции, моментально ассоциируется с Иудой, учеником-предателем Христа. Теперь и сама революция может быть воспринята как пришествие Нового царства, о котором говорится в Библии.

У каждого поэта-символиста складывается свой круг более или менее устойчивых образов-символов, но таких условных и прихотливых, что нужен особый авторский «ключ» для их понимания. В «Двенадцати» сквозным символом становится ветер, который появляется в девяти из двенадцати главок. Метель и ветер — устойчивые символы в творчестве Блока (например, его знаменитый цикл «Снежная маска» 1906). Но что они обозначают? Можно сказать, что образ ветра символизирует у поэта движущееся, меняющееся время. Или другое предположение: ветер символизирует отношение Блока к революции, показывает предчувствие и ожидание надвигающейся революционной бури, которая должна смести «старый мир» с исторической арены, а белый снег подчёркивает чистоту этого революционного вихря. Однако это только догадки: Блок, как и другие символисты, избегал прямого выражения идеи, логического раскрытия темы, однозначного истолкования символа, поэтому поэзия символизма доступна только очень узкому кругу «посвящённых» читателей.

Все описываемые явления в поэтике символизма лишены реальной конкретности, колорита места и времени. Образы у поэтов-символистов становятся знаками отвлечённых сущностей. Красногвардейский патруль, который проходит через ночной Петроград, состоит из двенадцати человек, но об этих героях читатель ничего не знает, они в поэме никак не охарактеризованы: ни по возрасту, ни через портрет, ни через предысторию, ни через социальное и семейное положение. Только об одном из них — о Петрухе — известно, что у него была «страстная любовь» с Катькой. Девица-изменница теперь гуляет с богатым Ванькой, а до Петрухи у неё были романы с офицерами, юнкерами и т.д. Ещё в поэме будут звучать горькие стоны Петрухи по поводу смерти Катьки и его проклятья буржую, который, оказывается, виноват в этой смерти. Таким образом, на место яркого, полнокровного образа, который создавался в реалистической литературе, символисты поставили абстрактный образ-символ: живописать своих героев символисты не стремились, ибо для них важен не сам по себе герой, а его идея.

Поэты-символисты, выражая «потусторонюю идею», использовали символику цветов. В «Двенадцати» из всего многообразия цветов и цветовых оттенков реального мира присутствуют всего три цвета: чёрный, белый и красный. Чёрная ночь над Петроградом, чёрная злоба кипит в груди, чёрные ремни на винтовках красногвардейцев, Ванька лихо крутит свой чёрный ус. И тут же белая метель, снег на земле, белые розы в венце Христа. Контрастно выделяются на чёрно-белом фоне кроваво-красный флаг, которым машет Христос, и красная кровь Катьки на снегу, а в воспоминаниях Петрухи возникает пунцовая родинка неверной любовницы. В критической литературе можно найти объяснение этому набору цветов: от чёрного прошлого через кровь народ, по мнению автора, должен прийти к чистой, новой жизни. Но уверенно сказать, что это объяснение однозначно верно, нельзя, ибо символ у Блока принципиально многозначен.

Важную роль в поэзии символистов играет музыкальное начало, так как музыка не изображает явления реального мира, а даёт интуитивное представление о нём. То же самое символисты стремились выразить в слове. В «Двенадцати» поэт показал, как он слышал революционные события: каждая из двенадцати главок имеет свой ритм: ритм частушки, раёшника, романса, плясовой и разбойничьей песни, марша, молитвы, плаката и т.д. Так создаётся впечатление дисгармонии, вселенского хаоса, который царит в мире. Это впечатление согласуется в поэме с поведением ветра: он носится по миру, рвёт плакат об Учредительном Собрании, «косит» (валит с ног) прохожих и т.д. Понятно, что Блок воспринимает революцию как необузданную стихию. Это подтверждается образами ветра и движущегося патруля, а также издёрганным, постоянно меняющимся ритмом главок.

Язык «Двенадцати» способствует выражению смятения, хаоса в мире. В поэме слышится многоголосие, составленное из отдельных реплик людей-представителей разных общественных слоёв и групп. Старушка-мещанка охает и жалуется на трудную жизнь, длинноволосый интеллигент торжественно хоронит Россию, барыня в каракуле чувствительно восклицает, а двенадцать красногвардейцев крепко ругаются, употребляют просторечные формы слов (етажи, буржуй, у ей, елекстрический), жаргонные слова (падаль, керенки), грубо балагурят, обсуждая поведение Катьки. Так в поэме через многоголосие создаётся сложный образ народа—одновременно кроткого, безответного, разбойного, вольного, жестокого. Современников поразила лексическая образность «Двенадцати». Писатель А.М.Ремизов заметил, что в поэме «всего несколько книжных слов, но по-другому передать улицу невозможно».

Подводя итог, можно сказать, что в поэме Блока «Двенадцать» отразились все главные принципы символизма. Для этого литературного направления характерно стремление поставить «неисчерпаемый» символ на место конкретного образа. Блок сам писал, что хочет

Всё сущее — увековечить,
Безличное — вочеловечить,

Несбывшееся — воплотить! («О, я хочу безумно жить...») Символизм позволяет углубить содержание произведения, когда за изображением вполне узнаваемой ситуации возникает «второй, третий, четвёртый и т.д. план», благодаря которому в произведении выражаются авторские философские обобщения, исторические аналогии, привносится космичность чувств и страстей. Символизм связывает два мира — здешний и «мир идей», в этом дуализме явлений и их сущностей заключена главная художественная особенность символизма как литературного направления.

В «Двенадцати» наблюдается редкая гармония содержания и формы литературного произведения. Блок понимает революцию как необузданную стихию и в природе, и в обществе, поэтому главным героем в поэме становится ветер. Все художественные приёмы служат выражению этого впечатления от революции: человеческие фигуры находятся в движении (прохожие, патруль, лихач, который везёт Ваньку с Катькой), плакат развевается над улицей между домами, метель вихрится по городу. Только буржуй на перекрёстке «стоит безмолвный, как вопрос» (9). В этом контрасте движения и неподвижности видится глубокое противопоставление. Блок бесконечно варьирует ритмы главок, сталкивает резко контрастные краски, передаёт многоголосие уличной толпы, смешивает разные языковые стили. Иными словами, в поэме все разнообразные приёмы должны передать авторское восприятие революции, его взволнованность, тревогу, двойственное отношение к историческому событию, которое разворачивается у него на глазах.

 

Печать Просмотров: 37416
Версия для компьютеров